Министерство инфраструктуры Украины разработало проект закона “О мультимодальных перевозках”, определяющий правовые и организационные основы мультимодальных перевозок в Украине и направленный на создание условий для их развития и совершенствования.
Согласно тексту документа, мультимодальные перевозки грузов определены как перевозки двумя или более видами транспорта, которые организуются под ответственностью оператора таких перевозок на основе единого договора о мультимодальной перевозке.
Заказчиком услуг мультимодальных перевозок является грузоотправитель, который по договору о перевозке самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает оператору мультимодальных перевозок организовать и выполнить их.
Оператором мультимодальных перевозок выступает субъект хозяйствования, который заключил договор смешанной перевозки и действует в качестве экспедитора и перевозчика во время его выполнения.
В документе отмечается, что государственное регулирование мультимодальных перевозок осуществляется Кабинетом министров Украины, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в области транспорта, другими центральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Госрегулирование таковой отрасли, по мнению авторов документа, необходимо для: обеспечения реализации единой политики формирования рынка услуг в сфере мультимодальных перевозок через реализацию единой экономической, инвестиционной, научно-технической и инновационной политики; поощрения конкуренции, создания равных возможностей для субъектов хозяйствования в сфере таких перевозок; содействия привлечению инвестиций в развитие мультимодальных перевозок; защиты экономических и законных интересов субъектов хозяйствования в этой сфере.
Также законопроект предусматривает государственную поддержку сегмента мультимодальных перевозок для развития транспортно-логистической инфраструктуры этих перевозок; создания условий для привлечения инвестиций; внедрения налоговых льгот, специальных налоговых режимов для операторов мультимодальных перевозок; предоставление государственных дотаций, субвенций для строительства и обустройства терминалов мультимодальных перевозок, создания условий для развития государственно-частного партнерства; роста транзитных перевозок и привлечения дополнительных грузовых потоков.
В терминалах мультимодальных перевозок, согласно законопроекту, могут проводиться таможенный и другие виды контроля, а также таможенное оформление грузов и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу Украины.
Также документ регулирует права и обязанности оператора и заказчика мультимодальных перевозок. Так, оператор мультимодальных перевозок обязан, в частности, обеспечить безопасность и сохранность груза при мультимодальных перевозках; возместить вред, причиненный имущественным интересам грузовладельца.
Заказчик услуги мультимодальной перевозки обязан: предоставить оператору мультимодальных перевозок полную, точную и достоверную информацию о наименовании, количестве, качестве и других характеристиках груза, его свойствах, условиях его хранения и перевозке, другую информацию, необходимую для выполнения оператором мультимодальных перевозок; предоставить оператору перевозок документы санитарного и других видов государственного контроля и надзора для обеспечения безопасных условий перевозки груза.
В случае осуществления смешанной перевозки в международном сообщении, заказчик обязан предоставить документы, касающиеся груза, необходимые для осуществления таможенного контроля.
В случае уничтожения или повреждения груза оператор несет ответственность перед владельцем груза в размере не превышающем заявленной при принятии к смешанной перевозке стоимости груза, но не более суммы возмещения, предусмотренной Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов, Женева, 1956, из расчета за один килограмм утраченного или поврежденного груза.
Заказчик услуг мультимодальных перевозок несет ответственность за ущерб, понесенный оператором смешанной перевозки, если такой ущерб был причинен по вине или небрежности заказчика услуг мультимодальных перевозок.
Министерство инфраструктуры отмечает, что указанный документ разработан с участием экспертов ЕС в рамках второго компонента проекта технической помощи ЕС “Поддержка имплементации соглашения об ассоциации и Национальной транспортной стратегии в Украине” для совершенствования мультимодальных перевозок. (БизнесЦензор/Транспорт Украины и мира)