Транспорт Украины и мира

Украина: Ивано-Франковский аэропорт – политика и “Боинги”, – анализ

Ивано-Франковский городской совет на прошлой неделе сделал первые шаги для реализации давнего замысла – забрать аэропорт “Ивано-Франковск” в коммунальную собственность.

15 февраля депутаты Ивано-Франковска поддержали обращение областного совета, в котором просят расторгнуть договор концессии с фирмой “Скорзонера”, которую связывают с курортом “Буковель” и, соответственно, с Игорем Коломойским, Геннадием Боголюбовым и нардепом Александром Шевченко. “Отобрать аэродром у буковельских олигархов” мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив обещал еще в прошлом году. Тогда он отмечал, что город готов бороться за аэропорт. Теперь мэр уверяет, что аэродрому в частных руках грозит упадок и уничтожение. В этом его поддержали 31 депутат городского совета из 42-х.

“Ивано-Франковский аэродром должен стать совместной собственностью города и области. И отнюдь не быть частным аэропортом, откуда летают только чартеры и выгодные авиалинии. Частники так дохозяйствовались, что состояние объекта ухудшается. Речь идет не только об авиаперевозках, но и об инфраструктуре. Нынешний владелец – фирма “Скорзонера” не выполняет свои обязательства согласно договору концессии. Это, в свою очередь, привело к тому, что на аэродром не только не приходят новые авиалинии. Из него уходят те авиакомпании, которые летают к нам. Упомянем лишь опыт турецких авиалиний, которые так грандиозно заходили в Ивано-Франковск. И чем это кончилось? Ушли быстрее, чем заходили. Если не начать восстанавливать аэродром сейчас, последствием может стать его продажа за бесценок с последующим упадком и уничтожением”, – подчеркнул Ивано-Франковский городской председатель Руслан Марцинкив в сессионном зале.

Надо отметить, что Ивано-Франковский аэропорт находится в концессии (временной эксплуатации) с 2010 г. Тогда областной совет подписал документ с фирмой “Скорзонера”, которая вместе с аэропортом получила аэродрома в Косово и в Коломые и нежилые помещения в центральной части Ивано-Франковска. Общая стоимость переданного в концессию на 30 лет имущества составляет более 37 млн. грн. По информации местных СМИ, “Скорзонера” заявляла о готовности вложить в развитие аэропорта около 20 млн. грн., но ни одной копейки так и не направила.

Более того, в 2015-м издание, которое считают близким к городскому совету, сообщало, что фирма, которая эксплуатирует “Международный аэропорт Ивано-Франковск”, не уплачивает в бюджет города земельные платежи, а значит местная казна ежегодно теряет более 700 тыс. грн. Очевидно, несложный подсчет подтолкнул депутатов к открытой войне за аэропорт.

“Мы открыты для всего мира, но не сможем этого доказать, если не будет надлежащего авиасообщения. Убежден, что город совместно с областью сможет обеспечить надлежащие условия развития аэропорта, привлечение конкурентных перевозок, открытие международных рейсов. Развитие аэропорта должно стать общим приоритетом областного и городского совета для туристического развития Прикарпатья”, – отмечает Руслан Марцинкив.

Обращение местных депутатов относительно расторжения договора о концессии в пресс-службе аэропорта Ивано-Франковска считают “популистским и политическим”, а еще советуют мэру Ивано-Франковска не доводить аэродром до “коммунализации” (возвращение в коммунальную собственность), потому что в противном случае, говорят, “аэропорт может стать бездеятельным, как в соседнем Тернополе”.

“Во-первых, взлетная полоса не является собственностью аэропорта, она не в концессии. Полоса, которая используется аэропортом, является собственностью Министерства обороны. Во-вторых, бюджет ремонта взлетной полосы, который позволил бы принимать тяжелые самолеты, составляет сотни миллионов грн., которых, конечно, в местных бюджетах нет. Именно такой ремонт или строительство новой полосы (бюджет около миллиарда грн.), позволили бы принимать тяжелые самолеты, что привело бы к удешевлению себестоимости пассажироперевозок и заинтересованности аэропортом крупных международных авиакомпаний. В-третьих, аэропорт является достоянием громады Ивано-Франковской области, и никогда в коммунальной собственности города не был”, – уверяют в пресс-службе Ивано-Франковского международного аэропорта”.

Экс-депутат Ивано-Франковского областного совета Юрий Романюк тоже убежден, что вопрос о расторжении концессионного соглашения “носит исключительно коньюктурно-политический характер конкурирующих политических структур в городском совете”. По его мнению, последнее обращение депутатов – скорее борьба за политические дивиденды, чем за имущественный комплекс аэропорта.

– У города нет достаточного количества свободных денег для его содержания и всестороннего развития. У города есть другие первоочередные социально-экономические вопросы и ЖКХ.

Аэропорт имел собственника – областной совет. Именно он согласился его передать на определенных обязательствах. К сожалению, концессионеры не выполнили взятых на себя обязательств в определенных объемах и сроках. Сейчас у областного совета тоже нет свободных денег на проведение этих затратных работ и даже на его надлежащее содержание, – отмечает Юрий Романюк.

Здесь стоит отметить, что в 2015 г. у областной власти все же были намерения расторгнуть договор концессии с фирмой “Скорзонера” и вернуть на баланс области “Ивано-Франковский международный аэропорт”. Причина – многочисленные жалобы людей, на которые руководство аэропорта просто не обращало внимания. Люди возмущались, что постоянно чувствуют запах смолы, а депутатов разозлило то, что производство асфальтовых составляющих на битумной установке заработало непосредственно на территории аэропорта – без всяких разрешений и согласований. На ликвидацию “мини-завода” избранники дали “Скорзонере” две недели. Незаконное производство тогда свернули и так фирме удалось спасти соглашение о концессии.

“Ивано-Франковский аэродром – один из немногих подобных в Украине, который ежедневно осуществляет внутренние и международные рейсы, а пассажиропоток только за прошлый 2017 г. увеличился почти на 13%. В 2017 г. услугами Ивано-Франковского аэропорта воспользовались рекордные за последние годы 111 тыс. пассажиров. К слову, в первые годы концессии аэропорт отправлял лишь 30-40 тыс. пассажиров, значит, за время управления концессионером пассажиропоток вырос более чем втрое”, – отмечают в пресс-службе аэропорта.

Впрочем, именно в 2017-м аэропорт оказался под угрозой потери статуса “международного”. Тогда руководство аэропорта заявило о нарушении безопасности полетов со стороны государственного предприятия “Украэродвижение”. Оказалось, что аэропорт не может следить за движением воздушных судов, потому что вышел срок эксплуатации аэродромного диспетчерского локатора. Альтернативы оборудованию у аэропорта не было и поэтому под угрозой оказалась его работа.

Инвесторы утверждают, тогда ситуацию удалось спасти. Несмотря на существенные капиталовложения, концессионные платежи не прекращали наполнять бюджет области.

“Хотим отметить, что Ивано-Франковский аэропорт сохранился как аэропорт с международным статусом именно благодаря концессионеру. За 9 лет концессии в Ивано-Франковский аэропорт вложено, дотировано и инвестировано десятки миллионов грн. Только концессионных платежей в областной бюджет уплачено 8,6 млн. грн.”, – утверждают в его пресс-службе.

Здесь отмечают: в прошлом году более 76 тыс. пассажиров воспользовались внутренними рейсами Ивано-Франковского аэропорта, еще почти 35 тыс. человек – международными.

Также, по данным пресс-службы, концессионером в ближайшее время запланирована масштабная реконструкция аэропорта и увеличение количества рейсов, включительно с несколькими новыми в европейские страны. От власти, говорят, просят не так помощи, как не мешать.

Сейчас аэропорт использует только одну из двух взлетно-посадочных полос. Ее покрытие позволяет принимать среднемагистральные авиалайнеры Boeing-737, A-320, MD 82, грузовые Ил-76 и вертолеты всех типов. Аэропорт осуществляет регулярные рейсы: дважды в день – в Киев, в Испанию – 5 рейсов в неделю. Из них – три в Аликанте и два в Валенсию. К нерегулярным здесь относят чартеры, которые заказывают турфирмы.

Специалисты утверждают, что тяжелые самолеты аэропорт не сможет принимать даже после реконструкции. А она предусматривает не только ремонт полосы, но и замену оборудования и создание места стоянки для самолетов. Поговаривают, что общая сумма проекта, который обещает инвестор, составляет около 52 млн. евро и “Скорзонера” пока ищет деньги.

Можно предположить, что после национализации “Приватбанка”, активов которого лишился Коломойский, этот вопрос решить будет гораздо сложнее. К тому же компания Коломойского-Боголюбова сегодня больше обеспокоена тем, чтобы избавиться от долговых обязательств “Приватбанка” перед НБУ по ипотечным соглашением, чем тем, чтобы вкладывать в развитие аэропорта.

Однако, не стоит ждать таких масштабных капиталовложений и от городского совета. Кроме вопроса погашения задолженности перед врачами, реформирования транспортной сети города и ремонта улиц и дорог, перед депутатами стоит еще одна важная задача – решить долговые обязательства перед работниками Локомотиворемонтного завода, который в прошлом году власть города приобрела на аукционе. Еще в ноябре задолженность перед работниками предприятия составляла около 3 миллионов грн. и решить этот вопрос на забастовках местным властям не удалось.

Поэтому для сохранения Ивано-Франковского аэропорта лучший выход – это, действительно, договариваться.

“Надо вести переговорный процесс с концессионерами на предмет безоговорочного соблюдения своих обязательств с расчетом в суммах и сроках всех регламентных работ. Должна быть своеобразная “дорожная карта” – смета работ с четким сроком выполнения. В случае несостоятельности концессионера выполнять свои обязательства, поднимать вопрос о возможном расторжении в судебном порядке договора концессии и объявлять конкурс на поиск нового частного инвестора. Одно важное предостережение: этот процесс НЕ должен быть обременен никакими политическими дрязгами и местью, реваншами и конфликтами. Здесь должен быть применен известный американский принцип: “Ничего личного. Только бизнес”, – считает Юрий Романюк.

Впрочем, успешный бизнес инвестора совсем не означает дешевые авиабилеты для пассажиров, что, безусловно, должно было бы быть приоритетом в этой истории. А потому показатель пассажиропотока, который слишком медленно растет на протяжении 9 лет на аэродроме Ивано-Франковска, может и дальше оставаться постоянной составляющей, потому что летать для большинства украинцев – просто не по карману. К тому же компания МАУ (“Международные авиалинии Украины”), которая принадлежит тому же Коломойскому, не спешит удешевлять билеты за счет честной конкуренции в небе. Точнее, кроме себя не видит над Украиной других авиакомпаний. Здесь можно вспомнить историю с МАУ и Ryanair, которая ушла из Украины из-за несоблюдения ранее достигнутого соглашения с Министерством инфраструктуры Украины и должностными лицами аэропорта “Борисполь”.

Следовательно, украинцев сейчас больше интересует не дорожная карта “буковельских олигархов”, а скорее план действий государства на пути к доступным авиаперевозкам в Украине. Поэтому возвращение ирландского лоукоста Ryanair на украинский рынок, которое обещают в октябре, будем считать первым пунктом этой программы. (Укринформ/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version