Транспорт Украины и мира

Украина: как будет работать новый закон про парковку, – анализ

Президент подписал закон о реформе системы парковки. Этот текст – своеобразная инструкция для всех участников этой сферы: водителей, автовладельцев, полицейских и инспекторов парковки.

По информации Auto-Consulting, закон начнет действовать через 180 дней со дня его публикации. Чего стоит опасаться и что следует знать о новом законе, разбирался Павел Фролов, один из соавторов закона №5364 для “Экономической правды”.

21 декабря 2017 г. парламент принял закон №5364 о реформировании сферы парковки. 28 марта его подписал президент. После вступления в силу закона (через 180 дней со дня его опубликования) около 15 млн. водителей и 10 млн. автовладельцев будут жить по новым правилам.

Кроме урегулирования правил парковки, остановки и стоянки, закон совершенствует механизм привлечения к административной ответственности автомобилей. Как будут наказывать нарушителей и как водители и автовладельцы смогут защитить свои права, об этом подробно далее.

Как будут наказывать. В сфере безопасности дорожного движения и парковки будут действовать три режима привлечения к административной ответственности.

Первый – “старый” режим. Он предполагает контакт полицейского и нарушителя, проверку водительского удостоверения, технического паспорта, составление постановления о привлечении к ответственности прямо на месте совершения нарушения.

Второй – автоматический режим. Он предусматривает фиксацию шести видов правонарушений стационарными камерами, которые могут быть установлены на путепроводах, столбах и даже на общественном транспорте.

Информация с камер будет поступать в центры обработки информации, где по результатам визуальной проверки полицейские, с помощью электронной цифровой подписи, будут так же составлять постановление. При фиксации правонарушений в таком случае с нарушителя сначала взимаются штрафные баллы, которых хватает на три нарушения. А потом уже денежные штрафы.

Третий – режим фотосъемки или видеозаписи. Он предусматривает фиксацию трех видов нарушений в ручном режиме техническими средствами в специальной защищенной программе, которая автоматически отображает дату, время, координаты места нарушения.

В этом режиме смогут работать полицейские и уполномоченные от города инспекторы по парковке. Списание штрафных баллов не предусмотрено – сразу будет налагаться денежный штраф. Именно этот режим является новеллой закона №5364.

Отвечает владелец авто. При фиксации нарушений в автоматическом режиме и в режиме фотосъемки не будет личного общения полицейского с нарушителем, а наказан заочно будет владелец авто.

Как защитить свои права владельцу авто. Конечно, много людей будет сталкиваться с ситуацией, когда человек, который давно продал свой автомобиль, например, по доверенности, может начать получать “письма счастья” за “того парня”. Можно лишь представить степень возмущения этого человека. На самом деле причин для чрезмерного волнения нет. Можно выбрать два варианта поведения.

Первый – пассивный. В случае неуплаты штрафов в течение 30 дней соответствующее постановление будет направлено в исполнительную службу для принудительного исполнения. Далее транспортное средство будет арестовано и задержано на первом же из 70 постов полиции, оборудованных радаром “Рубеж” или его аналогом.

Для возвращения автомобиля необходимо будет погасить все штрафы в двойном размере. Это вынужден будет делать водитель, пользующийся автомобилем. При этом стресс для него будет гарантирован, запланированная поездка сорвется, финансовые потери и потери времени будут иметь серьезное воспитательный эффект.

Второй – активный. Разыскать пользователя и предупредить его о необходимости оплатить штраф, а также попросить его переоформить авто на себя или внести сведения о пользователе в реестр владельцев транспортных средств.

Если это не работает, есть еще один вариант – крайняя мера – обратиться к нотариусу и отменить выданную ранее доверенность, а затем предоставить в полицию или ближайший сервисный центр МВД заявление о потере номерных знаков “своего” автомобиля. Номерные знаки попадут в базу розыска и на ближайшем посту полиции автомобиль будет задержан.

Право владения, пользования и распоряжения транспортным средством в таком случае вернут официальном владельцу, фамилия которого напечатана в техническом паспорте. Без согласия владельца вернуть право на авто пользователю будет сложно. Придется договариваться с владельцем или подавать иск в суд.

Как защитить свои права собственнику. Как видим, водитель не собственник может потерять свои права на автомобиль, и ему следует позаботиться о заблаговременном переоформлении права собственности на себя. Если этот вариант не подходит, необходимо разыскать владельца и с его согласия внести сведения о себе как о надлежащего пользователя в реестр владельцев.

Закон предусматривает создание сайта с информацией о всех случаях заочного привлечения к ответственности. На нем можно будет ознакомиться с постановлением о привлечении к ответственности, материалами фиксации обстоятельств нарушения, квитанции с реквизитами для уплаты штрафа. Планируется, что ключом доступа к этому электронному кабинету владельца или пользователя соответствующего транспортного средства будет совпадение государственного номера автомобиля и номера свидетельства о его регистрации – технического паспорта.

Кроме этого, владельцу и собственнику авто необходимо обратиться в сервисные центры МВД и предоставить номер телефона или адрес электронной почты для получения бесплатных сообщений о случаях фиксации правонарушений в автоматическом режиме и режиме фотосъемки.

Об эвакуации. Сейчас эвакуация возможна в случае, если автомобиль “существенно препятствует дорожному движению”. Решение о “существенно” или “несущественно” принимает полицейский.

Принятый закон утверждает 17 конкретных случаев эвакуации. Никаких оценочных суждений при установлении наличия оснований для эвакуации больше не будет. Кроме полицейских, право проводить эвакуацию получат инспекторы по парковке, а обстоятельства эвакуации будут обязательно фиксироваться на фото или видео.

Про парковки. Парковок в больших городах не хватает. Транспортная инфраструктура неразвита, средств на строительство паркингов в государственном и местных бюджетах нет. Автомобили, оставленные под знаком “остановка запрещена”, усложняют и без того непростую ситуацию с пробками. Привлечь инвестиционные средства на серьезные проекты до принятия закона было невозможно – отсутствовал механизм возврата средств. У автомобилистов не было никакого смысла пользоваться платными парковочными площадками, ведь можно было безнаказанно оставить автомобиль под знаком “остановка запрещена”.

Привлечь к ответственности за неуплату услуг платной парковки в правой полосе проезжей части тоже почти невозможно – у парковщиков нет полномочий проверять водительское удостоверение для оформления протокола.

О почти полном отсутствии ответственности за нарушение правил парковки свидетельствует хотя бы тот факт, что в среднем в 2016 г. суммарно во всех населенных пунктах Украины по соответствующей статье КоАП притягивалось в среднем менее одного нарушителя в день, штрафов поступало менее 51 грн. в день.

Не лучше ситуация и с привлечением к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки. Полицейскому для оформления необходимо дождаться водителя для проверки его удостоверения и технического паспорта. Водитель же может просто подождать, когда полицейские поедут на другой вызов.

Во всем цивилизованном мире никто не ждет водителя на месте правонарушения – соответствующие материалы направляются в адрес владельца транспортного средства. Этот передовой опыт и использован при разработке парковочной реформы.

В МВД пояснили, какие изменения в Правила дорожного движения начали действовать с 1 января 2018 г.

Об оплате парковки. Можно спорить о том, насколько добросовестно водители оплачивают парковку, но в местные бюджеты поступают минимальные средства. Коммунальные предприятия, на балансе которых находятся парковки, хронически убыточны. Коррупция на парковках выгодна и парковщику, и водителю. Они договариваются об уплате водителем 25-60% реальной стоимости, но в карман парковщику и без чеков и талонов. Невозможность побороть теневой оборот средств подтверждает печальный опыт Киева, власть которого вынуждена была отказаться от парковщиков.

Об автоматизации контроля оплаты парковки. Именно автоматизация контроля оплаты за парковку является инструментом, который позволит побороть человеческий фактор в этой сфере, отойти от наличного расчета и направить весь объем уплаченных средств в местные бюджеты.

Закон №5364 предоставляет право городам внедрять Автоматизированную систему контроля оплаты парковки – АСКОП. Она будет аккумулировать информацию о поступлении оплаты за парковку любым удобным для водителей способом и автоматически зафиксирует наличие или отсутствие оплаты в системе в момент проверки инспектором по парковке в режиме фотосъемки или видеозаписи.

Перечень дополнительных мобильных сервисов, предоставляемых АСКОП водителям, устанавливают местные власти. Это может быть онлайн-информирование о наличии свободных паркомест, их стоимость, расстояние до ближайшего паркинга.

Отдельные города выберут минимальный функционал системы, только контроль оплаты, а города-миллионники смогут внедрять более комфортные и качественные аналоги.

Про инспекторов по парковке. Они не будут “ребятами в оранжевых жилетах” с печальным имиджем вымогателей средств, ликвидированных мэром Киева. Это будут должностные лица исполнительных органов местных советов. Их правовой статус определяет закон “О службе в органах местного самоуправления” с обязательным конкурсным набором на работу.

Требования к образовательному, квалификационному уровню инспекторов по парковке будут устанавливать местные власти, которые будут отвечать за качество их работы.

Внедряется также отдельная статья об ответственности инспекторов за получение от водителей денег как платы за парковку или оплаты штрафов за нарушение правил парковки. Минимальный штраф для инспектора за такие действия будет составлять 850 грн. и 1700 грн. при повторном нарушении.

О штрафах. Штрафы для водителей не увеличиваются, однако появится возможность оплачивать их с 50-процентной скидкой. В случае фиксации нарушений в автоматическом режиме будет действовать один десятидневный льготный период, когда при оплате 50% наложенного штрафа административное взыскание будет считаться полностью погашенным.

При фиксации нарушений в режиме фотосъемки или видеозаписи таких льготных десятидневных периодов будет два. Первый – со дня совершения нарушения правил остановки, стоянки или парковки, второй – со дня вступления постановления об административном правонарушении в силу.

При фиксации нарушений в режиме фотосъемки или видеозаписи полицейский или инспектор по парковке будет обязан напечатать и оставить на лобовом стекле копию постановления об административном правонарушении.

В случае невозможности по техническим причинам зайти в реестр владельцев транспортных средств на месте совершения правонарушения и установить владельца авто, под “дворниками” будет оставаться сообщение, содержащее все сведения, и постановление, кроме фамилии лица, привлекаемого к ответственности.

Штраф за нарушение правил парковки устанавливается в 20-кратном размере стоимости одного часа пользования тем платным площадкой, на которой произошло нарушение. Таким образом, санкция за неуплату парковки в Киеве уменьшится до 50-100 грн. при оплате штрафа в течение десяти дней.

Зато города с огромным дефицитом парковочных мест получат рычаги использования передового европейского опыта для уменьшения количества легковых авто, которые паркуются в центре. При нынешних единых в Украине штрафах за нарушение правил парковки, 136-204 грн., применение гибкой тарифной политики для регулирования нагрузки на инфраструктуру было бы невозможным.

О механизмах неотвратимости ответственности. Ничто так не провоцирует нарушение любых правил, как отсутствие ответственности. Для реализации принципа неотвратимости наказания предусмотрено закрытие нескольких “щелей” с избежанием уплаты штрафа путем обмана или махинаций.

Отныне предоставления владельцем копии договора аренды, лизинга, найма автомобиля после фиксации правонарушения в автоматическом режиме или в режиме фотосъемки или видеозаписи не будет основанием для освобождения владельца от ответственности.

При пересмотре дела ни у полицейских, ни у инспекторов по парковке не будет возможности выявить фиктивность таких договоров, заключенных “задним числом”, в том числе с “липовыми” пользователями – нерезидентами или лицами, которые не имеют никакого имущества, на которое может быть наложено взыскания в Украине.

По лизинговых и арендных авто в пользовании водителей несобственников сведения о фактическом пользователя должны быть внесены в реестр МВД.

Если автомобиль находится в пользовании нескольких лиц, предусмотрена возможность уплаты штрафа не только лицом, которое указано в постановлении, а любым лицом с внесением изменений в постановления по субъекта правонарушения по заявлению фактического нарушителя и предоставления им квитанции об уплате штрафа.

Важной новеллой закона стало урегулирование вопроса вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности, которое передается заказным письмом с уведомлением о вручении.

Отныне в случае отказа нарушителя от его получения, что по правилам почты должен быть подтвержден подписью самого нарушителя, постановление все равно начнет действовать в день возвращения почтового отправления с отметкой о невручении.

При этом работником почты постановление будет доставлена по адресу, указанному в реестре владельцев транспортных средств. В случае отсутствия нарушителя или совершеннолетнего члена семьи или в случае их устного отказа от получения письма в почтовый ящик нарушителя будет вложено сообщение о необходимости забрать отправление в почтовом отделении в течение месяца.

Только после этого срока и при условии дальнейшего игнорирования нарушителем письменных приглашений получить отправление на почте оно будет возвращено в орган взыскания с отметкой о невручении.

Водители-владельцы, которые нарушают закон “О дорожном движении” и не перерегистрируют свои авто в течение десяти дней после смены места жительства, смогут использовать инструменты бесплатного получения информации о “заочном” привлечения к ответственности с помощью СМС или электронной почты.

Об автомобилях на “евробляхах”. Установлено два способа взыскания штрафов для таких авто.

Если зарегистрированный иностранным государством автомобиль ввез в Украину гражданин Украины – резидент, то штраф за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме или в режиме фотосъемки, будет отправлено в его адрес в Украине. В случае неуплаты штраф будет взыскан в принудительном порядке.

Если же транспортное средство ввез иностранец-нерезидент, постановление об административном правонарушении будет вручена ему пограничниками при выезде из Украины. В случае отказа выполнить наложено взыскание иностранцу будет запрещено дальнейшее въезд в Украину.

Конечно, по значительной части машин с Еврономерами механизм “заочного” привлечения к ответственности, к сожалению, не заработает. Эта проблема может быть решена путем принятия других законодательных актов.

Основной инструмент – создание стационарных контрольных пунктов с участием полицейских и таможенников, ведь здесь имеет место нарушение прежде всего норм Таможенного кодекса. Он устанавливает, что временно ввезенные для личных нужд авто могут использоваться в Украине только гражданами, которые их ввезли.

Украинцам обещают снижение налогов на б/у автомобили не раньше 2020 г. Для “еврономеров” хотят сделать исключение.

О транспортных средствах на оккупированной территории. Главная проблема с такими автомобилями заключается в том, что “Укрпочта” на этих территориях не работает. Это создает препятствия для вступления в силу постановления о привлечении нарушителей к административной ответственности. Вместе с тем, учитывая вступления в силу закона №5364 лишь через полгода после его публикации, есть идеи, как таковую “щель” закрыть.

Про автомобили-двойники. В случае получения штрафов за правонарушения, совершенные на таких автомобилях, владельцы транспортных средств смогут обжаловать постановления в судебном порядке. При получении штрафа с изображением “чужой машины со своими номерами” владелец должен подать в полицию заявление о розыске и задержании такого авто.

По таким заявлением на первом же посту полиции двойник будет разоблачен, что также станет убедительным доказательством для отмены постановления о безосновательном привлечении к ответственности владельца “автомобиля-недвийника”. Итак, закон №5364 может стать действенным инструментом выявления таких машин.

Отменит ли ответственность владельцев авто Конституционный суд. Некоторые правозащитники отмечают неконституционность отдельных норм закона с учетом их несоответствие ст. 61 (юридическая ответственность индивидуальная) и 62 (презумпция невиновности) Конституции. По словам правозащитников, аналогичные нормы Конституционный суд ранее уже отменил.

На это следует отметить, что презумпция невиновности касается только совершения преступления, а не административного правонарушения. Допустимость такой правовой позиции в отдельных случаях подтверждает Европейский суд по правам человека.

Это не противоречит закону и ст. 61 Конституции относительно индивидуального характера юридической ответственности. Не совсем корректно обосновывать этот принцип необходимостью “учета имущественного положения нарушителя и степени его вины”.

Содержание “индивидуальности” заключается в том, что к ответственности должно быть привлечено конкретное лицо, а не организация или группа лиц.

Выводы. Надеяться на отмену “заочного” привлечения к ответственности владельца авто, которое действует во всех странах ЕС, США и Канаде, по нашему мнению, бесперспективно. Закон направлен не на “зарабатывание средств”, а на наведение порядка на дорогах страны: уменьшение заторов, улучшение экологической ситуации в крупных городах, направление уплаченных за парковку средств на развитие транспортной и парковочной инфраструктуры, уменьшение тяжелых последствий ДТП.

Обязательное фото-видео-фиксация нарушений не только дисциплинирует водителей, полицейских и инспекторов по парковке, но и облегчит для автомобилистов обжалование любых спорных и неубедительных материалов в судебном порядке. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version