Украине необходимо до окончания действия транзитного контракта с “Газпромом” в январе 2020 г. найти стратегического международного партнера – надежную энергетическую компанию для управления газотранспортной системой (ГТС), заявил глава правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев в ходе дискуссии об украинском газотранспортном маршруте после 2019 г. в Брюсселе.
“И когда контракт с “Газпромом” истечет, украинской системой будет управлять надежная энергетическая компания”, – описал он оптимальный, по его мнению, вариант.
А. Коболев отметил, что помимо прочего приход такого европейского партнера сделает невозможным возврат коррупции в газовом секторе.
Глава “Нафтогаза” призвал Еврокомиссию оказать максимальную поддержку в поиске и привлечении такого партнера. Согласно представленной им презентации, это может быть сделано уже в июле этого года с тем, чтобы потратить время до января 2020 г. на структурирование партнерства или консорциума.
Он напомнил, что ранее Верховная Рада приняла революционный закон, который позволяет привлекать такого надлежащего иностранного партнера в капитал системного оператора на условиях до 49%, хотя возможен и вариант только управления. По мнению А. Коболева, опция владения до 49% в операторе является наиболее оптимальной для партнера и Украины, однако без включения в состав такого оператора дорогих и не таких выгодных газовых хранилищ.
В связи с решением Стокгольмского арбитража по спору с “Газпромом” глава “Нафтогаза” оценил возможности создания такого оператора в рамках анбандлинга до 2020 г. как маловероятные, поскольку они угрожают прекращением транзита российского газа в Европу.
“После 2019 г. у нас больше опций”, – подчеркнул он.
Среди трех представленных вариантов он выделил закупку “Газпромом” мощностей ГТС у независимого системного оператора (ISO). В случае отказа российской монополии от такой закупки, европейские покупатели могут попытаться приобретать российский газ непосредственно на российско-украинской границей и сами закупать мощности украинской ГТС у ISO.
В то же время А. Коболев сообщил, что ему известно о как минимум двух подобных попытках европейских компаний обсудить такую возможность с “Газпромом”, которые завершились безрезультатно.
Глава “Нафтогаза” отметил, что ключевым при обсуждении транзита с 2020 г. является его осуществление в рамках законодательства Украины и ЕС и увязка транзитных доходов с издержками. Согласно такому подходу, необходимая выручка должна составлять минимум $3 млрд. в 2018-2017 гг., а текущий тариф может быть $2,4 за 1000 куб. м на 100 км при транспортировке 110 млрд. куб. м газа в год, что ниже, чем дают другие компании, в том числе “Газпром”, при долгосрочной продаже мощностей при других надлежащих условиях. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)