Верховная Рада к концу текущего года может принять закон, устанавливающий, в том числе, правила ввоза подержанных автомобилей (и легализации авто на иностранных номерах), но параллельно ряд депутатов инициирует продление закона о ввозе подержанных автомобилей по сниженным ставкам акциза, действующего до конца года, сообщил народный депутат Роберт Горват.
“Автомобильный рынок Украины остро нуждается в урегулировании. На сегодня уже есть два варианта решения проблемы, под которые попадут и “евробляхи”. Первый – от парламентского комитета, второй – мой. Думаю, законопроект комитета будет зарегистрирован в ВР через два-три недели. Если же – в чем я сомневаюсь – он принят не будет, то есть еще мой законопроект, который преследует те же цели и предполагает, в частности, “налог на старость”, т. е. дифференцированный акциз в зависимости от возраста автомобиля”, – сказал Горват.
В то же время, по его словам, “на крайний случай” депутаты проговаривают и вариант продления закона о ввозе авто по сниженным ставкам акциза, одним из инициаторов которого является Горват.
Согласно приведенным им данным, с 1 августа 2016 г. (начало действия закона) к началу 2018 г. в Украину ввезено более 80 тыс. подержанных автомобилей. При этом только в 2017 г. (полный год действия закона) в госбюджет от процедуры их растамаживания поступило 5,4 млрд. грн.
“Думаю, закон можно продлить еще на пару лет”, – считает он.
Он напомнил, что ставки акцизного сбора были снижены от 2 до 28 раз или до 0,2 евро максимум за 1 куб. см объема двигателя, в зависимости от вида автотранспорта. Таким образом, конечная цена авто ниже рыночной стоимости приблизительно на 40%.
Как сообщали “Комментарии”, согласно принятым законом изменениям в Налоговый кодекс, физические и юридические лица с 1 августа 2016 г. до 31 декабря 2018 г. могут ввезти в Украину одно авто в год (выпущенное не ранее 2010 г.), которое перепродать можно только через год. При этом сниженные ставки акциза не применяются к автомобилям, которые имеют происхождение или ввозятся из страны-агрессора (или оккупанта).
“Стоит ли закрывать бизнес, который приносит ежегодное пополнение бюджета не менее чем на $200 млн., к тому же это абсолютно “белый” бизнес, так как все ввозимые по “льготному” закону машины проходят официальную растаможку и получают украинскую регистрацию”, – отметила заместитель генерального директора компании “Евротерминал” Елена Гиряева.
Она сообщила, что на сайте президента Украины Петра Порошенко компания зарегистрировала электронную петицию с предложением закрепить льготные ставки ввоза б/у авто на постоянной основе, которая уже собрала почти 14 тыс. подписей из 25 тыс. необходимых.
Е. Гиряева подчеркнула, что ввозимые по этому закону авто соответствуют экологическим нормам не ниже Евро-5, тогда как в Украине средний возраст авто – 20 лет, они соответствуют стандарту Евро-0.
Отвечая на вопрос о влиянии действующего закона на рынок новых легковых автомобилей, Р. Горват отметил, что, согласно статистике, вряд ли можно говорить о снижении продаж новых авто в связи с легальным ввозом подержанных.
“В 2015 г. в Украину было ввезено 46,546 тыс. новых авто, поступления в бюджет составили 6,4 млрд. грн., в 2016 г. – 65,562 тыс. авто (поступления 12,4 млрд. грн.), а в 2017 г., когда закон уже работал в полную силу, – 82,3 тыс. авто (поступления 15,8 млрд. грн.). т. е. никак этот закон не повлиял, а проблемой, скорее, является ввоз “евроблях”, которых уже завозят даже новые”, – отметил народный депутат.
Как ранее отмечали эксперты рынка, значительный поток подержанного импорта начал вызывать сложности с реализацией автомобилей на внутреннем рынке. В частности, у ряда марок импорт “свежих” б/у авто уже преобладает над продажами брэнда из существующего парка авто.
По данным ассоциации “Укравтопром”, первичные регистрации подержанных легковых автомобилей в январе-апреле 2018 г. выросли на 85% по сравнению с тем же периодом 2017 г. до 25,2 тыс. ед. При этом в апреле регистрации б/у выросли на 44% до 6,5 тыс., новых – только на 5% до 6,8 тыс. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)