Ситуация с передачей в аренду государственного порта “Черноморск” китайскому контейнерному оператору Hutchison Ports переходит на новую стадию. Об этом пишут “Украинские новости” со ссылкой на данные Фонда госимущества Украины.
В частности, по данным издания, Мининфраструктуры планирует подписать договор не с материнской компанией, а с фирмой Hutchison Ports Development Limited, которая зарегистрирована в оффшоре – на Британских Виргинских островах, о чем свидетельствует выписка из реестра БВО.
Бывший заместитель Национального банка Украины Ярослав Солтис отметил в комментарии “Украинским новостям”, что в случае передачи порта по такой схеме, государство потеряет контроль над предприятием.
“Контроля не будет вообще! Все, что за рубежом, мы его не контролируем. И никаких доходов в бюджет. Если государственный служащий что-то делает через оффшор, то значит он, будучи государственным служащим, обманывает украинский народ, обманывает украинский бюджет, украинский Минфин и украинское правительство. Если это правительство делает – то оно обманывает само себя”, – пояснил Солтис.
По его мнению, в случае подписания договора с оффшорной структурой, даже юридически оговоренные гарантии ничего не будут стоить, несмотря на то, что речь идет о дочерней структуре глобального оператора.
“Что может гарантировать оффшор? Он никто и звать его никак. На то он и оффшор, чтобы ни за что не отвечать. Гарантии может давать крупная компания – Сименс, Мерседес, Вольво и пр. Дочерняя структура – это отдельное юрлицо, которое специально создано для того, чтобы оптимизировать расходы. Что такое оптимизировать? Не платить налоги”, – подчеркнул Солтис.
По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, от оффшорной компании не следует ожидать не только инвестиционных вливаний, но и выполнения социальных обязательств, которые сегодня являются ядром конфликта между портовиками “Черноморска” и Мининфраструктуры.
“Конечно, же оффшорная компания не будет нести никакой социальной ответственности. Потому что оффшорные компании сегодня есть, а завтра их закрыли. Поэтому это – высокий риск, в том числе для работников. Это очередное негативное черное пятно на имидже Украины как государства. Почему это делается через оффшор? Не исключено, что это компания какого-то украинского чиновника или политика”, – цитирует издание Новака.
Эксперт не видит причин, почему бы Украине не подписать договор напрямую с материнской компанией. Если же договор все-таки будет подписан с компанией, зарегистрированной на БВО, это будет означать, что в Украине появится очередная схема по выводу капитала из страны.
“Оффшорные компании для того и создаются в зонах с льготным налоговым режимом – чтобы выводить капитал. Это единственная цель их существования, как таковых. Поэтому, если используется схема через оффшорную компанию, понятно, что это для минимизации налогообложения в Украине и для вывода капитала”, – уверен Новак.
При этом эксперт отметил, что на сегодняшний день практически не существует механизмов противодействия подобным схемам, кроме максимальной публичности.
“Единственное, чего наши чиновники и политики боятся, так это телекамер и телеэфиров. То есть широкого освещения этой темы, этого скандала”, – резюмировал Новак.
Hutchinson Ports может ввести в порт Черноморска свою оффшорную структуру, – СМИHutchinson Ports может ввести в порт Черноморска свою оффшорную структуру, – СМИHutchinson Ports может ввести в порт Черноморска свою оффшорную структуру, – СМИHutchinson Ports может ввести в порт Черноморска свою оффшорную структуру, – СМИ
По данным СМИ, Одесское отделение ФГИУ подтвердило, что на аренду причалов №№1-6 государственного порта “Черноморск” претендует компания Hutchison Ports Development Limited, зарегистрирована под номером 1004587 в реестре Британских Виргинских островов. Несмотря на то, что заявку на участие в тендере подала оффшорная компания, а также вопреки активному протесту трудового коллектива порта, ФГИУ и Мининфраструктуры готовят проведение конкурса в ближайшие недели, пишут “Украинские новости”. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)