Ликвидация государственного порта “Южный” после передачи его активов в концессию частному лицу, станет прецедентом в истории приватизации. Подобный сценарий начнут рассматривать как новый способ теневой распродажи госимущества. Такое мнение выразил экс-министр финансов Украины Владимир Лановой.
По его словам, в Украине нет четкой схемы приватизации объектов госсобственности, чем пользуются те, кто хочет на ней нажиться. “Сейчас идет процесс юридического закрепления и поддержки вот таких неправомерных и неэффективных действий власти, нот при этом корыстных для кого-то, конечно”, – пояснил эксперт.
В подготовленном Министерством инфраструктуры ТЭО концессии госпорта “Южный” речь идет, в частности, о ликвидации госпредприятия после передачи его в концессию. Так, в разделе 10.2 документа идет речь не только о прекращении существования ГП “МТП “Южный”, но и об увольнении всего трудового коллектива.
По мнению главы НДИ Минэкономики Украины, доктора экономических наук Игоря Манцурова, правительство готовит новую схему по выводу остатков госимущества в частное владение. Если после передачи в концессию порта “Южный”, его, как госпредприятие ликвидируют – это будет означать окончательную потерю для страны этого стратегического объекта.
“Этот случай безусловно станет прецедентом. Если у них все получится, это будет еще один шаг к катастрофе, к уничтожению государства, потери независимости – экономической, политической, международной”, – считает Манцуров.
Он заявил, что такие стратегически важные предприятия, как морские порты, в особенности порт “Южный” должны оставаться в руках государства и говорить об их концессии нет смысла по крайней мере в ближайшие несколько лет.
“Госпорт “Южный” ликвидируют после того, как будет подписан договор о концессии, после чего порт полностью перейдет в частную собственность. А дальше его будут использовать не в интересах государства. Вот так будет. По моему мнению, про условия концессии для объектов стратегического значения, а порты – мы же понимаем, что это объекты первоочередного, стратегического значения – вести разговор не имеет смысла”, – подчеркнул Манцуров.
Эксперты надеются, что депутаты не проголосуют во втором чтении за новый законопроект №8125 “О концессии”, учитывая намерения Мининфраструктуры – отдать в концессию высокоприбыльные объекты отрасли.
По данным СМИ, в случае принятия Закона, множество госпредприятий по упрощенной схеме перейдут в частные руки на 49 лет, поскольку, сегодня эти объекты находятся в аренде или других формах частного пользования. В частности, порт “Южный”, по условиям нового Закона, окажется в долгосрочной концессии у компании “Портинвест” бизнесмена Рината Ахметова. Попытки передать “Южный” в концессию не прекращаются со времен Януковича – с 2012 г. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)