Конкурс не может быть конкурсом, если в нем участвует только один заявитель. Это не только не выгодно государству, но и является прямым нарушением Закона Украины “О публичных закупках”, – считает представитель Transparency International Украина Максим Костецкий. По его словам, в стране уже сделано все, чтобы можно было проводить прозрачные и правомочные конкурсы без подобных обходных маневров.
“У нас есть Закон “О публичных закупках”, действует система “Prozorro”, которая говорит о том, что публичные конкурсы должны осуществляться с участием нескольких участников. Что касается этого конкретного случая с портом “Черноморск”, то, конечно, если там только один участник в торгах – это подрывает доверие к тендеру. Так как при одном участнике не происходит улучшение предложений, а единственный участник монополизирует конкурс и ставит ту цену, которая выгодна ему. Поэтому в интересах государства необходимо сделать все, чтобы не один участник, а несколько подавали заявки и выполняли требования Закона “О публичных закупках”, – сказал Костецкий.
Как известно, заявку на участие в конкурсе на аренду ключевых мощностей крупнейшего украинского порта “Черноморск” подала только одна компания – китайский контейнерный оператор Hutchison Ports. Ситуация с количеством заявителей не меняется на протяжении одного года, что вызывало подозрение экспертов отрасли и профсоюза порта. Последний недавно высказал опасение, что конкурс “под одного” могут провести в “отпускной сезон”, когда общество менее всего способно контролировать действие чиновников.
По мнению Максима Костецкого, это привычная практика в Украине – реализовывать скандальные проекты в “мертвый сезон” для того, чтобы избежать реакции сопротивления со стороны общественности.
“У нас в августе даже конкурс по Антикоррупционном суду объявили. Это действительно такой период, когда общество больше отдыхает, нежели следит за тем, что происходит. Действительно, в августе, к сожалению, очень часто происходят такие вещи, когда пытаются быстро протянуть те или иные решения. Я считаю, что по “Черноморску” нельзя спешить. Наша практика показала – чем больше прозрачности и открытости, тем лучше качество проекта в итоге. Как правило, хорошие вещи за закрытыми дверями не делают. Безусловно, лучше, чтобы такой конкурс проходил в сентябре, а не в середине лета”, – резюмировал Костецкий.
Ранее также профсоюз “Черноморска” заявил о том, что не допустит проведения конкурса в “мертвый” сезон, поскольку до сих пор не были выполнены требования трудового коллектива порта. В частности, речь идет о сохранении всех рабочих мест, а также об усилении ответственности Hutchison Ports в вопросе инвестиций. Профсоюз не поддержал требования к компании вложить в развитие порта $5 млн. на протяжении 5 лет, поскольку, сам порт (по нынешним показателям) за это же время может заработать вдвое больше. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)