Транспорт Украины и мира

Украина: кто выиграет от железнодорожной блокады России, – анализ

Между Украиной и Россией разгорается транспортный конфликт. Россия примет ответные меры в случае прекращения Украиной железнодорожного сообщения, заявил глава российского Минтранса Евгений Дитрих. “Ничего, кроме неудобств и дискомфорта, это не повлечет”, – сказал Дитрих, комментируя недавнее заявление Владимира Омеляна.

Сейчас Украина и Россия связаны лишь железнодорожным и автобусным сообщением. В конце сентября 2015 г. экс-премьер Арсений Яценюк подписал распоряжение о запрете российским самолетам пересекать воздушное простанство Украины. Позднее аналогичное решение принял российский Минтранс.

6 августа министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что правительство изучает возможность прекращения железнодорожного сообщения с Россией. Позже он уточнил, что министерство подготовило ряд предложений по противодействию РФ, включая прекращение железнодорожного сообщения, в рамках ее деятельности в Азовском бассейне и на оккупированных территориях.

Речь идет исключительно о пассажирском ж/д сообщении, подчеркнул министр. Украина не сможет прекратить грузовое сообщение с РФ в силу обязательств в рамках Всемирной торговой организации, заявил он. В этом случаеУкрзалізниця может лишиться существенных поступлений в бюджет, добавил Омелян.

В 2017 г. правительство Украины впервые начало рассматривать вопрос о прекращении железнодорожного сообщения с Россией. Инициативу вызвали действия северного соседа, который начал строить ж/д ветку в обход украинской территории. 11 декабря 2017 г. Российские железные дороги (РЖД) полностью перевели пассажирские поезда дальнего следования в южном направлении на новую ж/д линию Журавка-Миллерово в обход Украины.

До этого российские поезда проезжали 37 км по территории Луганской области, дважды пересекая государственную границу.

Строительство нового железнодорожного маршрута Журавка-Миллерово, длинной в 137 км, началось в 2015 г. Реализация проекта, по некоторым оценкам, обошлась РФ в 56 млрд. руб., на тот момент – почти $1 млрд. Дорога стала частью скоростной ж/д магистрали, соединяющей центральную часть России с Черноморским побережьем.

Предполагаемые убытки Украины от реализации проекта назвать сложно: мнения и цифры разнятся. Украинские политики заявляли о $1,6 млрд. в год, экономисты оценивали потери в пределах $200-300 млн. В “Укрзализныце” утверждают, что говорить об убытках сложно, поскольку маршрут, которым ранее пользовалась РФ, никогда не использовался украинской компанией. Эту ветку в 1991 г. передали в аренду на 49 лет РЖД, однако за все время ее эксплуатации она ни разу так не заплатила за аренду, рассказывал экс-глава УЗ Александр Завгородний.

Вскоре, как заявлял народный депутат от Народного фронта Дмитрий Тымчук, после запуска маршрута Журавка-Миллерово, выяснилось, что он непригоден для эксплуатации: построенные дренажные системы – неисправны, а железнодорожная колея просела до одного метра. Поэтому РФ снова запустила поезда по старому маршруту через Луганскую область. В РЖД эту информацию отрицали.

Тогда решение о приостановке ж/д сообщения отложили. История противостояния продолжилась.

В апреле 2018 г. РФ инициировала жесткую политику задержания и досмотра судов, которые следуют через Керченский пролив в порты Бердянска и Мариуполя. Позднее россияне объявили о проведении военных учений в водах Азовского моря, тем самым закрыв около 2000 кв. км морской территории Азова. Так называемые “учения” длились до 23 мая. Именно тогда российские пограничники начали еще более скрупулезно досматривать суда, искусственно задерживая их на несколько дней.

По данным Мининфраструктуры, с конца апреля РФ задержала почти 100 украинских судов.

Официально Россия имеет право досматривать суда в Азовском море и Керченском проливе по соглашению о сотрудничестве между Украиной и Россией от 2004 г. Однако для проверки нужны какие-либо основания.

Параллельно с блокадой украинских портов РФ продолжает наращивать в Азове военное присутствие, создавая угрозу полномасштабного вторжения по направлению в Мариуполь, чтобы установить сухопутное сообщение с Крымом. Другой причиной давления со стороны РФ экс-глава Донецкой госадминистрации Павел Жебривский называл попытку заставить Украину возобновить поставки пресной воды в Крым.

Сейчас между Украиной и Россией курсирует 13 пассажирских поездов. Из них 8 – украинские. Еще 5 едут транзитом через Украину в Молдову и Азербайджан.

По данным “Укрзализныци”, количество пассажиров, которых она перевозит в РФ и обратно, на протяжении последних шести лет постепенно уменьшается. Например, в 2014 г. ее услугами воспользовались 4,3 млн. украинцев, в 2015-м – 2,4 млн., в 2016-м – 2 млн., а в 2017-м – 1,8 млн. человек.

С начала этого года поездами в российском направлении воспользовались почти 359000 пассажиров, что на 17% меньше по сравнению с первым полугодием 2017-го. За этот период УЗ получила от “российских поездов” 177,6 млн. грн., почти 63 млн. грн. из которых – благодаря только одному маршруту – “Киев – Москва”.

РЖД не раскрывали финансовые показатели своих маршрутов в Украину.

Железнодорожная блокада России вряд ли заставит украинцев отказаться от поездок в страну-агрессора. Массовый переход на автобусы или автомобили усугубит ситуацию на контрольно-пропускных пунктах на границе. Ограничение и автобусного сообщения с российскими городами спровоцирует резкий рост количества нелегальных перевозок.

От спора могут выиграть ближайшие соседи. Так, закрытие прямого авиасообщения между Украиной и Россией привело к увеличению рейсов из украинских городов в Минск, ставший транзитным хабом. По итогам 2017 г., авиакомпания “Белавиа” впервые перевезла более 3 млн. пассажиров, а ее основными трансфертными направлениями стали полеты из Москвы и Санкт-Петербурга в Киев и Одессу. (ЛБИ/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version