За последние 5 лет объемы грузовых железнодорожных перевозок в Украине сократились на 23%. Об этом говорится в исследовании “Есть ли будущее у железнодорожного транспорта Украины?”, подготовленного Украинским институтом будущего (УИБ).
Если в 2013 г. Укрзализныця перевозила 441 млн. т, то в 2017 г. эта цифра упала на 102 млн. т и достигла показателя в 339 млн. т. По прогнозам аналитиков УИБ, в 2018 г. грузоперевозки сократятся еще на 0,7% до 337 млн. т в год.
Падение обусловлено войной на востоке Украины, снижением объемов торговли с Россией, а также ростом дефицита тяги и вагонов, что приводит к снижению оборачиваемости вагонов, увеличению времени доставки и дополнительным затратам бизнеса, объясняют в УИБ.
При этом услуги по перевозке грузов генерируют львиную долю доходов госмонополиста. Например, в 2017 г. она составила 81,3% всех доходов.
Железная дорога остается самым популярным видом транспорта для перевозки грузов, но и в этом сегменте ее удельный вес сокращается, констатируют в УИБ. Если в 2015 г. железнодорожники перевозили 70% всех грузов, то в 2016 их доля снизилась до 67%, а в 2017 – 65%. В то же время происходил рост доли автомобильных перевозок, которые с 29% в 2015 выросли до 34% в 2017 г.
Как отметил один из авторов исследования, бывший первый замминистра инфраструктуры (2014-2016гг.) Владимир Шульмейстер, железнодорожный транспорт Украины остро нуждается в модернизации. Однако один из главных вызовов в этом вопросе – размер необходимых инвестиций. По подсчетам УИБ до 2030 г. Укрзализныця должна вложить $31-60 млрд. в обновление инфраструктуры, грузовой и пассажирской тяги и вагонов. (uaprom.info/Транспорт Украины и мира)