В 2018 г. 5,4 млн. человек в Китае не смогли приобрести билеты на высокоскоростные поезда. Еще 17 млн. гражданам отказали в покупке билетов на самолет. Около 13 тыс. человек столкнулись с другими ограничениями финансового характера.
КНР тестирует рейтинг благонадежности с 2014 г., но внедряет систему поэтапно. Развертывание полномасштабного социального скоринга начнется в 2020 г. Пока власти страны в первую очередь следят за гражданами, которые нарушили финансовые обязательства. Однако мошенничество и уклонение от уплаты налогов и штрафов не лишают человека баллов. Системы начисления баллов пока нет и неизвестно, появится ли она в будущем. Так что нарушителей сразу же включают в черный список, а ограничения выбирают в индивидуальном порядке.
Попасть в опалу можно не только из-за проблем с налоговой, но и за неподобающее поведение в общественном транспорте, попытку пронести запрещенные грузы или использовать поддельные документы. Предупреждения об этом транслируют в некоторых поездах.
Нарушителей также отслеживают системы распознавания лиц, установленные в точках скопления людей по всей стране.
Никто точно не знает, как и по каким критериям власти распределяют граждан в черные и красные – почетные – списки. Информацию пока собирают от 44 государственных ведомств, но их список постоянно увеличивается. Как сообщает Государственный комитет по делам развития и реформ КНР, к декабрю 2018 г. правительство собрало более 30 млрд. свидетельств.
Недавно эксперты применили искусственный интеллект, чтобы понять, как именно устроены критерии оценки. Для этого они просканировали всю доступную в сети информацию. Принципы попадания в черный список определить удалось, а вот понять, как выбирают почетных граждан, оказалось сложнее.
Аналитики также обнаружили, что многие китайцы пытаются обжаловать решение ведомства, которое заведует социальным скорингом.
Однако в 2018 г. убрать свое имя с “доски позора” удалось всего 1417 людям. Для этого им пришлось оплатить все назначенные штрафы, налоги и сборы. (ЦТС/Транспорт Украины и мира)