Авиационные диспетчеры Канады, Исландии и Великобритании в тестовом режиме начали использовать технологию автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B, АЗН-В) для наблюдения за самолетами, совершающими перелеты над Северной Атлантикой. Об этом сообщает N+1 со ссылкой на Flightglobal.
За организацию наблюдения отвечает компания Aireon, завершившая настройку коммуникационных спутников Iridium Next на прием сигналов АЗН-В в феврале 2019 г. и запустившая систему зависимого наблюдения 2 апреля.
Большая часть воздушного пространства над Атлантическим океаном не имеет радиолокационного покрытия и здесь диспетчерский контроль над самолетами практически не осуществляется. Из-за этого самолеты, выполняющие трансатлантические перелеты вынуждены летать по заранее определенным воздушным коридорам, которые не всегда могут быть оптимальными с точки зрения расхода топлива и пилотирования. При этом во время полета над Атлантикой летчики обязаны каждые 10-15 минут сообщать о текущем местоположении самолета.
АЗН-В – спутниковая система наблюдения за воздушным движением. Она представляет собой GPS-приемник, определяющий местоположение самолета и параметры его полета, а также набор приемо-передатчиков. Последние транслируют данные о самолете сети наземных станций и спутникам Iridium Next, которые уже передают их диспетчерским службам и другим самолетам. Кроме того, АЗН-В принимает и информацию о погоде по маршруту полета самолета. В системе АЗН-В задержки в обновлении информации о самолетах составляют не более 11 секунд.
По оценке Aireon, после полного ввода в строй АЗН-В общие риски, связанные с перелетами через Атлантику без диспетчерского сопровождения, снизятся на 76%. Сегодня над Северной Атлантикой, наиболее загруженным с точки зрения перелетов районом, ежегодно осуществляются в среднем 500 тыс. перелетов. Как ожидается, этот показатель к 2030 г. вырастет до 800 тыс.. В настоящее время около 95% всех самолетов, выполняющих полеты над Атлантикой, уже оборудованы системами АЗН-В.
Технология АЗН-В постепенно вводится в действие по всему миру на протяжении последних нескольких лет. В США абсолютно все пассажирские самолеты должны получить системы АЗН-В к 1 января 2020 г., а в Европе – к июню.
Ранее сообщалось, что маршруты пассажирских самолетов над Северной Атлантикой в будущем станут прямее, благодаря чему на перелеты из США в Европу и обратно будет уходить меньше времени. Это станет возможным благодаря использованию систем автоматического зависимого наблюдения-вещания. (Aviation Explorer/Транспорт Украины и мира)