Новый премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что Украина намерена добиться долгосрочного контракта на транзит российского газа в Европу. По словам премьера, правительство в рамках подготовки к трехсторонним переговорам готовит позицию украинской стороны. Опрошенные изданием “Комментарии” эксперты считают, что шансов на такой контракт немного.
Глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что сегодня уже поздно говорить о долгосрочном контракте по транзиту.
“Слова Гончарука – скорее поддержка иллюзии, что переговорный процесс продолжается, – уверен эксперт. – На самом деле переговоры и начинались, потому что не завершились технические консультации. В лучшем случае, можно ожидать договоренностей о контракте на год-два. Это будет пауза для обоих сторон, но больше от этого выиграет в перспективе Россия: запуск Северного потока-2 и Турецкого потока намечены уже на 2020 год”.
Юрий Корольчук называет позицию НАК “Нафтогаз” на протяжении последнего времени саботажем переговоров, затягиванием времени и фактически попыткой сделать все, чтобы с 1 января 2020 контракта не было, а Россия (хочешь – не хочешь) перекрыла транзит, для которого не будет юридической базы.
“Для чего это делает “Нафтогаз”? Это попытка подыграть США в формировании представления, что российский газ, его поставки – нестабильны, и нужна альтернатива. Американская, – поясняет глава набсовета ИЭС. – И сотрудничество Украины с Польшей касательно LNG-терминала – часть таких действий. То есть, “Нафтогаз” играет на руку США и даже не скрывает этого”.
По мнению эксперта, единственный вариант резкой смены событий – замены руководства “Нафтогаза” и проведение реального разделения компании, а не то, что мы видим сейчас, когда НАК, фактически, монополизирует этот процесс.
“Но я в это слабо верю, – признался Корольчук, – поскольку последняя иллюзия о появлении правительства, которое будет проводить независимую политику (в отличие от “попередников”) уже развеялась. Так что, в лучшем случае, будет контракт на год – и это лишь будет добивать нашу ГТС”.
Эксперт напоминает, что позиция ЕС – должен быть контракт на десять лет. Но “Нафтогаз” должен обнулить свои судебные претензии и не ожидая решения апелляционного суда Швеции, решить напрямую с “Газпромом” проблему в $2,6 млрд., которые присудил Стокгольмский арбитраж – что теперь и оспаривает “Газпромом”.
Гендиректор Украинской энергетической биржи Александр Коваленко также считает, что подписание контракта сегодня находится под большим вопросом и сильно рассчитывать, тем более, на долгосрочный контракт не приходится.
“Но, исходя из логики, стороны должны будут прийти к соглашению, – отмечает Коваленко. – И это объясняется двумя факторами. Первый – проект Северный поток 2 не будет завершен до конца года, а выход на проектную мощность потребует еще дополнительного времени, что дает Украине дополнительные пару, а то и больше, лет. Второй – Россия намерена сократить поставки, а не отказаться от них вовсе. Поэтому, я думаю, речь на переговорах, если они состояться, должна пойти о двух контрактах: краткосрочном (3-4 года переходного периода до запуска “Северного потока-2″) и долгосрочном”.
По мнению гендиректор УЭБ, это должно быть коммерческое, а не межгосударственное соглашение.
“И именно с экономических, а не политических позиций должен строиться диалог, – продолжает эксперт. – Украине необходимы объемы, которые обеспечат функционирование нашей ГТС, а России – резервный газопровод с ПХГ, чтобы реагировать на пики спроса и не оставить Европу без газа. Возможно, пауза со стороны России – это уже процесс торгов, чтобы получить лучшие условия для себя”.
Александр Коваленко считает приоритетным для Украины сохранить большие объемы, нежели, ставить вопросы по тарифам.
“Тем более, что европейские нормы в энергетическом секторе не позволяют устанавливать произвольные цены на транзит, которые вредят участникам, – отмечает эксперт. – Поэтому, это вопрос не политический, а глубоко экономический, при этом, другая сторона имеет большее влияние на процесс и может диктовать свои условия”. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)