В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №1196-1 “О железнодорожном транспорте Украины”. Законопроект разработан с целью либерализации сферы железнодорожного транспорта и создания условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.
Проект закона определяет новую модель рынка железнодорожных перевозок, аналогичную европейским железнодорожным системам. Документ определяет основные требования, обязанности и права оператора инфраструктуры, перевозчика, основные требования к подвижному составу и основы деятельности операторов подвижного состава, отмечается в пояснительной записке к документу.
Что касается конкурентного рынка, то законопроект предусматривает, что осуществлять перевозки пассажиров и грузов могут перевозчики всех форм собственности, которые обеспечивают тяговый подвижной состав. Деятельность по перевозке пассажиров и грузов подлежит лицензированию. При этом, к любым видам перевозок применяется свободное тарифообразование.
Доступ к железнодорожной инфраструктуре предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе. Условием такого доступа является наличие сертификата безопасности и/или сертификата авторизации. При этом инфраструктура общего пользования остается в государственной собственности, ее эксплуатирует и содержит оператор инфраструктуры.
Развитие инфраструктуры общего пользования осуществляется за счет инвестиционной составляющей в тарифе на обязательные услуги по доступу к инфраструктуре.
Предполагается, что надзор за недискриминационным доступом к инфраструктуре общего пользования будет осуществлять Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере транспорта. Этот же орган должен регулировать тариф на обязательные услуги доступа к инфраструктуре общего пользования.
Также в пояснительной записке к законопроекту говорится, что не будут лицензироваться маневровые работы на подъездных путях без выезда на инфраструктуру общего пользования. Владелец подъездного пути, который потенциально может обслуживать более одного предприятия, обязан будет предоставлять доступ перевозчикам к своей инфраструктуре (это, по мнению законодателей, позволит обеспечить транспортные потребности субъектов хозяйствования и исключит возможность злоупотребления владельца подъездного пути своим положением).
Законопроектом предусматривается создание государственного специализированного экспертного учреждения по техническому расследованию происшествий на транспорте. Оператор инфраструктуры, перевозчик и владелец подъездного пути должны будут разработать, внедрить, поддерживать и совершенствовать собственные системы управления безопасностью движения, что должно подтверждаться сертификатом авторизации/безопасности.
Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий прокомментировал, что принятие закона “заложит основы формирования честной конкуренции, а также обеспечит отделение деятельности по управлению инфраструктурой от предоставления услуг”. (Metalmonitor/Транспорт Украины и мира)