Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн отмечает, что определенная напряженность с дизтопливом (ДТ) в сентябре прогнозировалась экспертами группы ранее в связи с большим использованием запасов в августе.
“Несмотря на снижение “свежих” поставок, запасы позволили спокойно пройти август, когда было израсходовано около 80 тыс. тонн ДТ, – говорит эксперт. – В сентябре запасы иссякли и на первый план вышла оперативность поставок, которая хромает из-за отвратительной работы Укрзализныци. Эта проблема была вынесена на повестку дня еще в начале августа, когда стало понятно, что работу прекращает нефтепродуктопровод “Прикарпатзападтранс”. Однако за прошедший месяц УЗ не сделала необходимых шагов, в связи с чем рынок испытывает проблему с объемами поставок и сроками перевозок. Обыденными стали сроки доставки грузов по 15-20 дней, притом частую даже на небольшие расстояния”.
По словам Сергея Куюна, переход с трубопроводных российских поставок на железнодорожные из Беларуси привели к резкому давлению на железную дорогу, поскольку из Новограда-Волынского большие объемы выгружались в автотранспорт, а сейчас вся нагрузка легла на ж/д.
“Трейдеры отмечают большие проблемы в работе распределительной станции Коростень, куда направляются все белорусские нефтепродукты. По данным трейдеров, там элементарно не хватает работников УЗ, – продолжает директор “Консалтинговой группы А-95″. – Увеличение поставок из Беларуси автоматически привело к проблемам с поставками российского ДТ из Гомеля: из-за нехватки вагноноцистерн и задержками с их возвратом из Украины вместо ожидаемых 120 тыс. т в августе было отгружено всего 52 тыс. тонны”.
В итоге, отмечает Куюн, имеем рост цен на оптовом рынке уже более чем на гривну, а в ряде регионов есть ресурсный дискомфорт, вызванный проблемами с транспортом.
“Что касается цен на АЗС, то никакого повышения здесь ожидать не стоит: розничная наценка рекордно высока и позволяет самортизировать повышение оптовых цен на 4-5 грн./л”, – уверяет эксперт.
Алексей Ластовец, замглавы биржевого комитета Украинской энергетической биржи, считает, что сегодня рынок ведет себя достаточно уравновешено.
“Как мы понимаем, были проблемы с поставками топлива из РФ. Но трейдера активно замещают данный объем и диверсифицируют поставки с других направлений, в том числе и морем, – говорит эксперт. – Так, насколько нам известно, несколько локальных игроков получили разрешение на экспорт топлива из РФ, что несмотря на пошлину, сможет улучшить баланс рынка. Исходя из этих факторов сильного роста топлива мы не предвидим, скачки цен будут скорее всего вызваны текущим балансом рынка, который быстро можно уравновесить благодаря диверсифицированным поставкам”. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)