Верховная Рада приняла за основу проект закона “О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа”. За принятие соответствующего законопроекта №2239-1 в первом чтении в редакции авторов проголосовало 286 народных депутатов.
Предложение премьер-министра Алексея Гончарука подготовить документ к голосованию во втором чтении по сокращенной процедуре поддержали 260 депутатов.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект разработан с целью обеспечения выполнения обязательств Украины относительно отделения деятельности по транспортировке природного газа, согласно Договору об учреждении Энергетического Сообщества, и с учетом соответствующих положений Соглашения об ассоциации с ЕС.
Согласно пояснительной записке к документу, закон “О рынке природного газа” предусматривает избрание модели отделения Ownership Unbundling (OU) и Independent System Operator (ISO). Во исполнение этого закона Кабмин постановлением №840 выбрал модель отделения ISO.
При этом сертификация независимого оператора ГТС по модели ISO предусматривает проверку и подтверждение НКРЭКУ соответствия кандидата ряду установленных критериев. Для реализации этого процесса и разработан вышеуказанный законопроект.
Как сообщалось, Кабмин перед предыдущим раундом трехсторонних газовых переговоров 19 сентября обновил план анбандлинга НАК “Нафтогаз Украины” путем отделения транспортировки природного газа: новым оператором ГТС Украины будет АО “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ), 100% акций которого передано от Минэнергоэкологии Минфину.
В рамках утвержденного плана выделения функции управления ГТС Кабмин передал компанию “Магистральные газопроводы Украины” из подчинения Минэкоэнергии Министерству финансов. Планируется, что на следующем этапе ПАО “Магистральные газопроводы Украины” выкупит компанию “Оператор газотранспортной системы Украины”, на которую были переведены персонал и функции по управлению ГТС.
ООО “Оператор газотранспортной системы Украины” создано в составе “Укртрансгаза” в феврале 2019 г. Это позволило начать юридическое отделение функции транспортировки газа – сначала в структуре НАК “Нафтогаз Украины”, а после 1 января 2020 г. – вне группы “Нафтогаз”.
Напомним, выделение независимого оператора ГТС запланировано с 1 января 2020 г. При этом у представителей правительства и руководства “Нафтогаза” длительное время были разные взгляды на процесс анбандлинга. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)