Эксперты Всемирного банка представили отчет по результатам исследования перспектив совершенствования управления портовой отраслью Украины. В документе предложен наиболее оптимальный механизм портового менеджмента. Об этом сообщила пресс-службы Государственного предприятия “Администрация морских портов Украины” (ГП “АМПУ”).
В сообщении говорится, что авторы отчета основательно проанализировали мировой опыт преобразований механизмов управления портами, а также украинские реалии, и пришли к выводу, что в процессе дальнейшего реформирования портовой отрасли АМПУ целесообразно обеспечить приближения к модели управления “порт-лендлорд”.
Исследование содержит характеристику отечественной портовой отрасли, Украины как морской державы, которая имеет системное значение для остального мира как поставщик основных продовольственных товаров, продукции ГМК и в последнее время как импортер и экспортер контейнерных грузов.
Также в документе значительное внимание уделено опыту реализации модели “порт-лендлорд” в разных странах мира и ее концепции внедрения в Украине. При рассмотрении международного опыта получения портовыми администрациями более устойчивого контроля над портовыми территориями рассмотрены реальные практики управления земельными ресурсами в портах в “новых” странах-членах ЕС из Восточной Европы, которые имели во многом схожие с Украиной исходные условия в начале реформы, в число которых входят Румыния, Болгария, Словения, Польша, Хорватия и страны Балтии.
В то же время, аналитики Всемирного банка отмечают, что текущая ситуация в украинских портах не укладывается ни в одну из четырех классических моделей управления портовой отраслью. На примере порта “Пивденный” эксперты проиллюстрировали фрагментированность землевладения и землепользования в морских портах (управление портом распределено между органами местной власти, областными государственными администрациями, частными субъектами).
По заявлению экспертов, для привлечения новых инвестиций, в частности иностранных, которые, в свою очередь позволят реализовать масштабные проекты по развитию портовой инфраструктуры, необходимо упорядочить земельные правоотношения в портах.
Возможности для консолидации контроля над землевладением и землепользованием представлены в рамках законодательства Украины в плоскости возможных форм и правовых аспектов, связанных с планированием и развитием портовых территорий.
В конце исследования аналитики Всемирного банка представили варианты возможных путей реформирования портовой отрасли Украины и, в частности, портов стратегического значения, а также корпоратизации АМПУ с целью повышения эффективности управления украинскими морскими портами.
Авторы исследования отметили, что преодоление фундаментальных недостатков в современном управлении портовой отраслью в Украине путем реформирования является непростой задачей. Однако, она может быть существенно облегчена, за счет использования мирового опыта и разработки индивидуальной, современной формы управления морскими портами. (Логист.Today/Транспорт Украины и мира)