Министерство инфраструктуры Украины оценивает стоимость содержание внутренних водных путей (ВВП) на ближайшие 5 лет в 4 млрд. грн. При условии модернизации наиболее загруженных шлюзов – Каховского, Запорожского и Среднеднепровского – в 7 млрд. грн. Об этом говорится в Стратегии развития внутреннего водного транспорта Украины на период до 2031 г., обнародованной на сайте министерства для общественного обсуждения.
Финансовую потребность в модернизированной Речной информационной системы соответственно европейским стандартам министерство оценивает примерно в 100 млн. грн. “Финансирование мероприятий Стратегии предполагается осуществлять за счет средств государственного бюджета в пределах бюджетных назначений Мининфраструктуры на соответствующий год, специальных фондов, международной технической помощи и других источников, не запрещенных законодательством”, – уточняется в документе.
В частности, Стратегия предусматривает создание Государственного фонда внутренних водных путей в составе специального фонда Государственного бюджета Украины.
Как ожидают в Мининфраструктуры, Стратегия позволит обеспечить:
– развитие прибрежных территорий и создание трех интермодальных хабов;
– развитие и поддержку постоянной и достаточной инфраструктуры ВВП: гарантированных и безопасных для судоходства глубин, современных средств навигации и пр.;
– обеспечение глубины судового хода на реке Днепр на уровне не менее 3,65 м от Херсона до Киевской ГЭС, на уровне 2,55 м выше Киевской ГЭС, и на украинском участке р. Припять – на уровне 1,6 м;
– поступления к 2026 г. $150 млн. частных инвестиций в развитие речных портов;
– строительство к 2030 г. 30 единиц в год современного и экологически чистого флота, что должно дать мультипликативный прирост около 0,1% ВВП ежегодно;
– развитие рынка речных перевозок с не менее 10 операторами до 2026 г.;
– внедрение до конца 2025 г. комплексной системы реагирования на аварийные случаи на ВВП;
– подготовку не менее 300 человек квалифицированного персонала к 2026 г. для работы на ВВП;
– внедрение к 2022 г. европейских медицинских стандартов для персонала на ВВП;
– внедрение до конца 2025 г. системы мониторинга на ВВП.
Содержание речной инфраструктуры страны уже много лет недофинансируется. Например, в 2020 г. из запланированных 194,1 млн. грн. “Укрводпуть” использовал только 40% – 78,3 млн. грн. Из ожидаемых расходов на капремонт (173 млн. грн.) в качестве фактических указано чуть меньше половины – 78,8 млн. грн. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)