В 2020 г. выполнение плана по капинвестициям “Укрзализныци” составило всего 66,7%. При заложенных в финплане на прошлый год 12,6 млрд. грн. УЗ профинансировала капвложений на сумму 8,4 млрд. грн. Об этом говорится в отчете Временной следственной комиссии Верховной Рады по проверке и оценке состояния “Укрзализныци”.
В 2020 г. по сравнению с 2012 г. объемы капвложений в обновление основных фондов уменьшились на 32% (-3,9 млрд. грн.), а в долларовом эквиваленте в 4,9 раза. В целом за 5 лет план капвложений выполнен лишь на 64,7%, не освоено 29,4 млрд. грн. ($1,1 млрд.).
“Доля средств, планируемых в 2016-2020 гг. на обновление и модернизацию подвижного состава, который является определяющим для работоспособности отрасли, составляет лишь 43,7%, и при этом указанный план был выполнен лишь на 65,1%, не освоено 12,7 млрд. грн. Это равнозначно закупке 12 тыс. грузовых вагонов или 400 пассажирских вагонов или 80 современных электровозов”, – говорится в отчете.
Слабым местом всех планов “Укрзализныци” является выполнение плана по капинвестициям. В 2018-2019 гг. этот показатель составил 67,5% и 57,1% соответственно, а в 2020 г. – всего 66,7%.
Заложенная в финансовый план “Укрзализныци” на 2021 год цифра капинвестиций в 27 млрд. грн. выглядит нереалистичной. В агентстве S&P прогнозируют, что в 2021 г. “Укрзализныця” освоит лишь 10-15 млрд. грн.
Отметим, что для увеличения объема капинвестиций МИУ предлагает повысить тарифы на ж/д перевозки уже с 1 сентября. Полученные средства в размере 11,9 млрд. грн. в МИУ хотят направить на реконструкцию в 2021-2022 гг. 365 км путей и 95 стрелочных переводов, капремонт 68 км путей, обновление энергосетей, подстанций и искусственных сооружений, а также модернизацию локомотивов. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)