Украина будет нуждаться в импорте газа в феврале-марте, если учитывать увеличение объемов его использования для генерации тепла и электроэнергии в связи с повреждениями российскими обстрелами энергосистемы Украины, считает советник министра энергетики Лана Зеркаль.
“Важно то, каким будет сценарий использования газа. Если газ действительно сейчас становится критическим с точки зрения обогрева, и в случае поражения электрической сети, его можно использовать для поддержки критической инфраструктуры, то есть использования газовых турбин, то вопрос достаточности объемов газа выходит на первое место. Сколько придется покупать, это уже вопрос расчетов. Но, на мой взгляд, в феврале-марте нам точно потребуется импорт газа”, – сказала Зеркаль в эфире Национального телемарафона.
При этом она напомнила, что согласно постановлению правительства, к началу отопительного сезона Украина должна была закачать в ПХГ 19 млрд. куб. м газа (по состоянию на 20 октября запасы достигли 14,2 млрд. грн.).
Вместе с тем, Зеркаль обратила внимание, что Украина всегда использовала примерно 20 млрд. куб. м газа в год, и 14 млрд. куб. м газа, которым заполнены ее хранилища сейчас, это уже уменьшенные объемы с учетом снижения потребления, в том числе промышленными потребителями, из-за войны.
В то же время, по ее словам, не стоит забывать об объемах буферного газа, которые всегда должны быть в ПХГ.
“Есть так называемый буферный газ, который невозможно поднять, и это, как минимум, 4,5 млрд. куб. м. В таком случае говорить, что нам достаточно 14 млрд. куб. м газ, можно, но они должны быть физически доступны. Поэтому в холодные месяцы, для того, чтобы обеспечить поставки в так называемые пиковые моменты, нам нужно иметь уверенность, что мы сможем получить газ на импорте”, – убеждена Зеркаль.
Она отметила, что сам газ для закупки есть, но вопрос в ее финансировании для Украины.
“Европейцы полностью обеспечили себе наличие ресурса. По опубликованным Блумберг подсчетам, на конец сезона в ПХГ (Европы) будет примерно 53% запасов. Ресурс есть. Сейчас разгружаются очень много судов, продолжаются поставки, что называется с колес. Так что в Европе нет недостатка газа. Больше обсуждаются цены. И здесь вопрос к нам, за что мы собираемся его покупать”, – акцентировала Зеркаль.
Тем не менее, советник министра энергетики подчеркнула, что “здесь уже не вопрос, сколько газ стоит, а вопрос, что он нужен для выживания наших граждан”.
Как сообщалось, председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” Алексей Чернышев на встрече с послами G7 и делегацией ЕС оценил потребности страны в импорте в 3 млрд. куб. м газа в этот отопительный период с учетом военных рисков, что в денежном эквиваленте на сегодняшний день – более $4 млрд.
В связи с этим Чернышев отметил необходимость получения помощи иностранных партнеров.
По словам Чернышева, с начала полномасштабного вторжения страна-агрессор разрушила более 300 объектов энергетической инфраструктуры Украины. В частности, 17 ноября нанесены удары по более чем 10 газодобывающим объектам. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)