“Укрзализныця” планирует запретить транспортировку зерна в открытом подвижном составе. Об этом заместитель директора департамента коммерческой работы компании Валерий Ткачев сообщил в Facebook.
“Если “Укрзализныця” позволила нарушить технологию перевозки и транспортировать зерно в открытом подвижном составе (ПВ) – это была вынужденная временная мера для поддержки аграриев в кризисный период (острого дефицита подвижного состава). Сейчас нет дефицита специализированного подвижного состава (ЗРВ), поэтому это временное мероприятие УЗ отменяет”, – сообщил топ-менеджер “Укрзализныци”.
По его словам, перевозка зерна в открытом подвижном составе несет много рисков, среди которых порча зерна, риски краж, увеличение времени на технологические операции, риски для безопасности движения.
В то же время Ткачев признал, что этот запрет увеличит расходы аграриев на транспортировку продукции. Он заверил, что “Укрзализныця” планирует ряд мер по уменьшению негативного ценового влияния на экономику аграриев из-за возвращения к перевозкам в ЗРВ, стоимость которых в разы выше перевозки ПВ.
В свою очередь, в “Украинском клубе аграрного бизнеса” (УКАБ) раскритиковали такое решение и призвали руководство “Укрзализныци” воздержаться от запрета использовать частные полувагоны для перевозки зерна и приблизить ставки на свои услуги к рыночным.
“Вероятно, что причиной такого решения является попытка не потерять сверхдоходность услуг пользования вагонами УЗ. “Укрзализныця” пытается удержать завышенную ставку на пользование собственными зерновозами – не менее 2795 грн./вагоносутки. Однако, на аукционах на услуги зерновозов УЗ в январе 2023 г. было приобретено только 12% выставленных вагоноотправок по средней ставке 2865 грн.”, – отмечают в ассоциации.
УКАБ отмечает, что текущая рыночная стоимость пользования частными полувагонами в разы ниже – около 300 грн./сутки.
“К этому еще нужно добавить стоимость специальных полимерных вкладышей, однако в итоге стоимость перевозки практически в 2 раза дешевле, чем в зерновозах УЗ”, – отмечается в сообщении.
Напомним, с 1 декабря 2022 г. “Укрзализныця” увеличила фактическую ставку за пользование вагоном-зерновозом на 53% – с 2817 грн./сутки до предельного уровня 4300 грн./сутки и уменьшила скорость перевозки зерна на 45%.
По данным УКАБ, в январе 2023 г. только 6930 из 56440 вагоноотправок услуг пользования зерновозами АО “Укрзализныця”, выставленных на аукционы через “Prozorro.Продажи” были успешными. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)