Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг АО “Укрзализныця” на уровне “СС”. Об этом сообщается на сайте агентства.
Отмечается, что с одной стороны рейтинг кредитоспособности (Standalone Credit Profile, SCP) “Укрзализныци” изменен с “сс” на “ссс-” на фоне лучших, чем ожидалось результатов УЗ за первое полугодие 2023 г. и обновленного прогноза на весь год.
Ожидаемое улучшение финансового положения УЗ ослабит давление на ликвидность.
Однако это не снимет полностью угрозы дефолта в среднесрочной перспективе. Даже с учетом внешней и помощи от государства, выйти на безубыточность УЗ в 2023 г. не удастся.
“Мы по-прежнему ожидаем отрицательного чистого результата в 2023 г., несмотря на улучшение промежуточных показателей”, – указано в сообщении.
“Операционная прибыль в 2022 г. включала в себя гранты государства в размере 9,7 млрд. грн., без которых компания не смогла бы поддерживать прибыльную деятельность. Ликвидность намного лучше, чем в начале 2023 г., но во многом это связано с увеличением прямого долга и внешней поддержки”, – добавили также в Fitch.
Улучшение финансовых результатов УЗ ожидается в связи с восстановлением спроса на грузовые и пассажирские перевозки после их снижения в первые месяцы полномасштабного вторжения.
По данным Fitch, УЗ планирует в 2023 г. увеличить выручку на 16% за счет роста доходов от грузоперевозок (82% операционных доходов на них). Этому будет способствовать и повышение тарифов на них, которое произошло в прошлом году.
Объем поступлений от пассажирских перевозок в 2023 г., как ожидается, вырастет на 15%.
При этом капитальные затраты УЗ на 2023 год (в основном на восстановление, ремонт и техническое обслуживание) были сокращены на 25% из-за более медленного, чем ожидалось, выполнения работ. Впрочем, выполнение и этого плана может быть пересмотрено, в зависимости от госфинансирования (около 50% запланированного объема работ).
В то же время, непогашенный долг УЗ на конец июля увеличился до 42,2 млрд. грн.
“Компания погасила около 1 млрд. грн. долга по кредитным линиям, но привлекла EUR99 млн. (около 4 млрд. грн.) от Европейского банка реконструкции и развития. К концу 2023 г. прямой долг должен увеличиться до 59 млрд. грн., но не более первоначально ожидаемых 66 млрд. грн.”, – отмечено в сообщении Fitch.
Доля LPN (евробондов) в сумме долга УЗ по состоянию на конец июля снизилась с 85,4% (на конец 2022 г.) до 77,5%. Доля долга в иностранной валюте наоборот возросла с 94,3% (на конец 2022 г.) до 96,6%.
“УЗ существенно подвержена валютному риску, поскольку получает доходы преимущественно в национальной валюте”, – отметили в Fitch.
Согласно прогнозам рейтингового агентства, соотношение чистого скорректированного долга к EBITDA в 2023 г. составит 4,8x из-за медленного восстановления доходов. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)