Ужесточение Соединенными Штатами санкций за неисполнение требований ценового потолка для российской нефти нанесло серьезный удар по теневому флоту. Из 50 танкеров, попавших в санкционный список за период с 10 октября 2023 г., около половины перестали перевозить нефть. Одновременно увеличился дисконт, с которым приобретается российская нефть, в результате чего ее цена этой зимой держится около потолка в $60 за баррель.
Все восемь танкеров из первой волны санкций перестали заниматься перевозками, свидетельствуют данные Bloomberg по отслеживанию судов. В общей же сложности 21 танкер не загружал нефть после попадания под санкции. Еще семь не доставляли грузы и до объявления (они по-прежнему стоят пустые), а три, по всей видимости, скоро примут нефть на борт. NS Leader во время объявления осуществлял рейс с грузом на борту. Из оставшихся 18 девять – это работающие танкеры-челноки (обычно совершают регулярные рейсы между терминалом и более крупным танкером); еще девять продолжают возить нефть на дальние расстояния.
Не вся нефть при этом доходит до покупателей, и тут играют роль как санкции, так и проблемы взаиморасчетов с Индией. Поставки дальневосточного сорта нефти Sokol в Индию практически остановились, пишет Bloomberg: как сообщается, стороны пытаются договориться о способах оплаты. Из-за валютных ограничений в Индии российские продавцы не могут получить уплаченные за нефть рупии. За последние два месяца 14 танкеров, перевозивших нефть Sokol в Индию, дрейфуют недалеко от Сингапура. Почти половина из них развернулась, не дойдя до места назначения. Три танкера с сортом Sokol входят в число попавших под санкции. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)