Торговля через Суэцкий канал за январь-февраль 2024 г. упала на 50% по сравнению с показателем годом ранее, а торговля через Панамский канал за тот же период сократилась на 32%. Это нарушило цепочки поставок и исказило ключевые макроэкономические показатели, говорится в отчете Международного валютного фонда (МВФ).
“В последние несколько месяцев мировая торговля сдерживалась перебоями на двух важнейших морских маршрутах. Нападения на суда в районе Красного моря привели к сокращению трафика через Суэцкий канал – кратчайший морской путь между Азией и Европой, через который обычно проходит около 15% мирового объема морской торговли. Вместо этого несколько судоходных компаний направили свои суда вокруг мыса Доброй Надежды. Это увеличило сроки доставки в среднем на 10 и более дней, что нанесло ущерб компаниям с ограниченными запасами”, – говорится в отчете.
Что касается Панамского канала, то здесь сильная засуха вынудила власти ввести ограничения, которые существенно сократили ежедневные рейсы судов еще с октября прошлого года. Отмечается, что на Панамский канал обычно приходится около 5% мировой торговли.
На фоне сокращения трафика через Суэцкий канал объем торговли, проходящей транзитом вокруг мыса Доброй Надежды, вырос примерно на 74% к прошлогоднему уровню. В то же время количество судозаходов в 70 портов, отслеживаемых в странах Африки к югу от Сахары, в январе-феврале 2024 г. сократилось на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответствующее снижение в Европейском союзе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии составило 5,3%.
“Это отражает эффект увеличения времени доставки. Если тенденция продолжится, это может затруднить некоторые цепочки поставок и вызвать повышательное давление на инфляцию”, – считают эксперты МВФ.
Важным последствием перебоев в судоходстве является то, что на официальную статистику зарегистрированного импорта (и экспорта), основанную на таможенных отчетах, может повлиять временное воздействие изменения маршрута судов. Это затруднит оценку основной динамики мировой торговли и экономической активности в ближайшие месяцы. Например, отчеты о торговле товарами за январь во многих странах Африки, Ближнего Востока и Европы могут показать замедление роста импорта, поскольку некоторые импортные товары, которые обычно регистрировались в январе, были доставлены только в феврале. По той же причине многие страны с низкими доходами, которые получают значительную долю своих бюджетных доходов от импортных пошлин (и экспортных налогов), могут сообщить о более низких бюджетных доходах в январе, чем ожидалось. (portnews/Транспорт Украины и мира)