На украинских таможенных пунктах пропуска продолжаются поборы с предпринимателей, которые происходят не без участия правоохранительных органов. Об этом рассказала народный депутат от “Самопомочи”, глава подкомитета по вопросам таможенного дела и усовершенствование Таможенного кодекса Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова.
“Предприниматели прислали мне файл, который называется “Затраты при импорте контейнеров”. Здесь есть расходы, которые состоят из 14 пунктов и уплачиваемых как по безналичному расчету, так и наличными (то есть вне правового поля). Я предлагаю посмотреть на суммы с пометкой “нал”, то есть те, которые оплачивается наличными и не попадают в легальный оборот. Например, при таможенной очистке контейнера, который прибыл в Одесский морской торговый порт, фигурируют такие цифры наличными (оставляю терминологию оригинала): выпуск – $20, таможня – $100-300, МВД – $100-300, пограничники – $50, собственная безопасность (очевидно, ДФС) – $200, налоговая – $200, СБУ – $300-500. Это таблица, составленная теми, кто регулярно занимается внешнеэкономической деятельностью, поставляя в Украину обычный товар широкого потребления. Этот предприниматель не хочет платить коррупционную “ренту” силовикам и чиновникам и стремится работать в легальном поле. Однако, на государственном уровне государство в лице представителей вышеуказанных органов создает такие условия, при которых он вынужден идти на поклон к тем или иным организаторов схем и осуществлять таможенную очистку при их содействии, или вообще не будет работать и закроет бизнес”, – рассказала депутат.
Вместе с тем, по ее словам, со времен правления Януковича ситуация на таможне несколько поменялась в лучшую сторону.
“Давайте будем говорить о 2011-2013 гг. Это был расцвет консолидации Клименко, экс-министром доходов и сборов, потоков по поручению так называемой “Семьи”. Я тогда не была во власти, а работала в бизнесе. Очень хорошо помню, как представители преступной власти “гнали” бизнес к сотрудничеству на их коррупционных требованиях, создавали искусственные препятствия в таможенной очистке товаров, когда машины с грузом могли неделями стоять на таможне, осуществляли безосновательные проверки, проводили обыски, аресты складов с товаром, вывозили большую часть документов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, тем самым фактически блокируя его деятельность и торговлю. Предприниматели знают, что день прекращенной торговли большого или среднего предприятия может повлечь миллионные убытки, ведь и зарплату персонала нужно платить и сопутствующие расходы, и упущенная выгода. Это были их методы давления на бизнес. В результате давления заставляли предприятия участвовать в так называемом “меморандуме” и работать по установленным ими правилам. Точных сумм я назвать не могу, однако, как видно из полученного мною файла, и сейчас коррупционная “рента” по определенным контейнеров может составлять $1500-2000 и более”, – сообщила депутат. (Цензор.НЕТ/Транспорт Украины и мира)