В 2018 г. участники рынка железнодорожных перевозок столкнулись с настоящей лавиной воровства на железных дорогах Украины. Этому способствует “Укрзализныця” своей пассивной борьбой и общим хаосом в перевозках. Об этом написал в блоге на “Лига.Бизнес” глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко. По его словам, в системе компании каждый год воруют узлы и детали на 150-170 вагонов, что составляет три грузовых состава.
“В 2018 г. участники рынка железнодорожных перевозок столкнулись с настоящей лавиной воровства на железных дорогах Украины. Воруются как грузы из вагонов (лес, трубы, катанка, кокс, уголь, металлопрокат и т. д.), так и запчасти самих вагонов, особенно – тормозной магистрали. Происходит это в основном в процессе вынужденных простоев составов “в полях”. Цель преступников – заработать на продаже снятых с поездов деталей и продукции”, – написал автор.
По словам Криворучко, много вагонов простаивают на железнодорожных путях общего пользования из-за дефицита локомотивной тяги, которая является самой большой проблемой.
“В итоге на железной дороге нет ритмичного грузового движения, нет оперативного оборота вагонов, а из-за срыва или неритмичной поставки сырья и материалов по железной дороге на металлургических заводах к концу года не успевали выполнить производственные планы”, – говорится в блоге.
Автор привел пример: на Приднепровской железной дороге, которая является одной из самых крупных магистралей Украины, воровство сосредоточено на таких станциях, как Запорожье – Левое, перегон Запорожье – Левое – Вольнянск, Мелитополь, Днепрорудная, Каменское, Правда, Нижнеднепровск – Узел, Апостолово, Батуринская, Кривой Рог и прочее.
“По данным Украинского логистического альянса, в 2017 г. крупнейшая транспортно-экспедиторская компания Украины “Лемтранс” зафиксировала 3636 случаев разукомплектования вагонов, находящихся в ее оперировании. За восемь месяцев 2018 г. – 1683 вагонов. Другой игрок рынка – компания Ferrexpo – за пять месяцев 2018 г. зафиксировала более 200 случаев разукомплектования вагонов компании на сети УЗ”, – добавил глава Ассоциации собственников вагонов.
Криворучко отметил, что руководство “Укрзализныци” признает проблему, но ничего сделать с воровством не может. Также компания не планирует компенсировать пострадавшим стоимость убытков и напомнила, что за сохранность имущества должен нести ответственность их собственник. Он добавил, что “Укрзализныця” предложила МВД возродить ранее ликвидированную транспортную полицию.
“Практические шаги по борьбе с эпидемией воровства вроде бы есть. Например, с ноября 2018 г. на Приднепровской железной дороге созданы новые стрелковые команды для усиления военизированной охраны в Криворожском и Запорожском регионах. Однако о результатах эксперимента пока нет информации”, – написал автор.
По его словам, в 2017 г. финансовый директор “Укрзализныци” предлагал бизнесу рассмотреть вопрос о страховании грузов, а в 2018 г. аграрии поднимали вопрос о страховании зерновых или передаче грузов под охрану железной дороги за дополнительную плату. “Надо сказать, что транспортное законодательство предполагает добровольное страхование грузов (статья 22 Устава железных дорог Украины, Правила приема грузов к перевозке). Но с железной дороги должна сниматься обязанность обеспечить сохранность грузов в пути следования”, – отметил Криворучко.
Он утверждает, что есть вероятность того, что “Укрзализныця” таким путем хочет “застраховать свою бесхозяйственность”. “Однако возможности бизнеса не безграничны, чтобы все время компенсировать за свой счет провалы и проблемы железнодорожного монополиста”, – подытожил автор. (Цензор.НЕТ/Транспорт Украины и мира)