Фонд госимущества продал Международный торговый порт Усть-Дунайск компании, связанной с пророссийским бизнесменом Андреем Ивановым. Об этом говорится в расследовании Hromadske.
По данным журналистов, в январе 2023 г. порт Усть-Дунайск продали на аукционе за 200 млн. грн. В августе 2023 г. сделку финализировали. Компания “Эликсир-Украина” стала полноправной владелицей порта.
Как выяснили СМИ, владелец “Эликсир-Украина” Валерий Вихренко до сих пор связан с пророссийским бизнесменом Андреем Ивановым – основателем холдинга “Трансшип”. Действующий владелец порта Усть-Дунайск Валерий Вихренко в разговоре с журналистами отрицал какие-либо связи с Ивановым, однако признал, что покупает его бизнес.
“Смотрите, я не скрываю, что я у Иванова выкупаю элеватор “Струмок”. Человек продает свой бизнес. Я у него выкупаю элеватор “Струмок”, потому что он продает . Он сегодня распродает все, вот все он распродает и закрывает свой бизнес в Украине”, – сказал Вихренко.
Также журналисты выяснили, что после приватизации бывшего государственного порта Усть-Дунайск его имущество получила в аренду компания “Краншип” из холдинга “Трансшип” пророссийского бизнесмена из Одессы Андрея Иванова.
В распоряжении СМИ оказалось соглашение об аренде портового имущества, заключенное между компаниями “Эликсир-Украина” и “Краншип” в сентябре 2023 г. Впоследствии “Эликсир” также передал “Краншипу” право застройщика по этому объекту.
“В начале 2023 г. ООО “Эликсир-Украина” Валерия Вихренко купило Международный торговый порт Усть-Дунайск на аукционе у Фонда государственного имущества за 200 млн. грн. Одним из условий участия в аукционе было отсутствие связей с Россией.
Компания “Краншип”, которая позже получила контроль над имуществом порта, входит в холдинг “Трансшип” Андрея Иванова. Это группа компаний, которая на протяжении многих лет занималась перевалкой и перевозкой грузов в портах Черного моря и обеспечивала буксирное обслуживание. После оккупации Крыма тамошняя компания Иванова была перерегистрирована по российскому законодательству и продолжила работу в РФ”, – говорится в расследовании.
Андрей Иванов в разговоре со СМИ утверждал, что ушел из бизнеса и отрицал, что “Краншип” работал в порту Килия в 2023 г.: “Я ушел из бизнеса, я пенсионер. Сегодня моего бизнеса нет вообще. Я весь бизнес продаю”.
В то же время, установили авторы материала, на самом деле “Краншип” получил портовые сооружения в аренду в 2023 г. Уже через несколько месяцев во время обыска Нацполиции, который проводили в рамках расследования дела об экспорте “черного зерна”, в порту были изъяты сотни транспортных накладных “Краншипа”. То есть компания активно перегружала зерно в порту в 2023 г.
Порт Усть-Дунайск на сегодня имеет единственную площадку в городке Килия, на которой обрабатывается примерно полмлн. тонн грузов в год, в основном – зерновых. После вторжения России в Украину на время этот порт стал стратегическим активом, поскольку порты Одессы, Николаева и Херсона остановили свою работу и основной поток экспорта Украины был направлен через дунайские порты. (censor.net)