Украинская авиакомпания Air Onix столкнулась с трудностями, пишет газета “Коммерсант”. Крупнейшая в мире лизинговая компания в авиации – International Lease Finance Corporation (ILFC) – намерена отозвать у перевозчика два самолета из-за просрочки платежей. В результате Air Onix может лишиться половины своего воздушного флота. В авиакомпании уже начали вести переговоры с другими лизингодателями о приобретении новых самолетов. Однако участники рынка не исключают, что после разрыва отношений с ILFC украинский перевозчик может прекратить существование.
Авиакомпания Air Onix лишится двух самолетов Boeing-737-500, сообщил Интернет-портал ch-aviation.ch. По данным ресурса, арендодатель воздушных судов – крупнейшая в мире лизинговая компания в авиации ILFC – начала процесс восстановления права собственности на суда. “ILFC заявила об остановке полетов 9 сентября”,- говорится в сообщении.
На сегодняшний день флот Air Onix состоит из четырех Boeing-737 различных модификаций. Несмотря на то что компания может лишиться половины судов, она продолжает продавать билеты на рейсы, учитывая все самолеты.
В Air Onix и ILFC на запросы не ответили. Однако представитель авиакомпании, знакомый с ситуацией, подтвердил, что сейчас на уровне руководства Air Onix и ILFC ведутся переговоры о дальнейшей судьбе этих самолетов. По словам собеседника, на сегодняшний день у Air Onix существует задолженность перед ILFC, сумма которой не разглашается. Параллельно Air Onix ведет переговоры с рядом других лизингодателей о приобретении нового Boeing-737. Таким образом, как утверждает источник в Air Onix, даже при отрицательных для авиакомпании итогах переговоров с ILFC перевозчик сможет осуществлять полеты во время зимней навигации на трех самолетах.
Air Onix – небольшая авиакомпания, которая базируется в международном аэропорту “Симферополь”. По данным НКЦБФР, на конец 2012 г. 70% компании владела австрийская ASA Luftfahrt Formgestaltung GmbH, по 10% – украинские “Крым-Дидактик” и “Оникс-Групп”, а также физлицо. Однако в августе стало известно, что ASA Luftfahrt Formgestaltung GmbH вышла из состава акционеров Air Onix, в то время как “Крым-Дидактик” и “Оникс-Групп” нарастили доли в авиакомпании до 45% каждая. Участники авиарынка связывают Air Onix с сыном премьер-министра Николая Азарова Алексеем. Согласно информации интернет-портала “Украинская правда”, австрийский реестр собственности указывает владельцем половины ASA Luftfahrt Formgestaltung фирму Garda, директором которой работала Лилия Фатхулина, она же Лилия Азарова – невестка Николая Азарова.
Для авиакомпании неурегулированность отношений с лизингодателем может стать серьезной проблемой, считает глава аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. “Началом конца авиакомпаний “КД Авиа” и “Авиалинии Кубани”, которые обанкротились несколько лет тому назад, стал именно арест самолетов в международных аэропортах из-за отзыва лизингодателей”, – напоминает он. В мире 95% воздушных судов принадлежит пяти крупнейшим лизингодателям, в числе которых ILFC. И европейские офисы всех этих лизинговых компаний находятся в Дублине (Ирландия) в одном офисном центре. Это означает, что как только ILFC заберет свои самолеты у Air Onix, то другие крупные лизингодатели вряд ли захотят связываться с авиакомпанией. Впрочем, гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий полагает, что если ILFC заберет два самолета у Air Onix, но при этом авиакомпании удастся договориться с каким-либо другим лизингодателем о пополнении флота до трех судов, то перевозчик действительно сможет остаться на рынке.
Финансовые проблемы Air Onix могут быть связаны с высокой конкуренцией на тех маршрутах, по которым авиакомпания осуществляет рейсы, говорит эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. Напомним, маршрутная сеть Air Onix насчитывает семь регулярных рейсов: из Симферополя в Киев, Москву, Санкт-Петербург, Стамбул, Тель-Авив, Тбилиси, а также из Киева в Братиславу. “В основном эти направления востребованы в летний сезон. Кроме того, на этих направлениях работают “Аэрофлот”, S7, “Трансаэро”, “ЮТэйр”, ГТК “Россия”, МАУ – компании с сильными брэндами и позициями на рынке, с которыми тяжело конкурировать. И даже если Air Onix будет предлагать пассажирам более низкие тарифы, то не факт, что пассажир пойдет на это из-за малой известности брэнда Air Onix”, – отмечает Слободянюк. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)