Финляндия является единственной страной, у берегов которой жизненно важное с точки зрения судоходства Балтийское море ежегодно покрывается льдом. “Ввиду необходимости, нами были разработаны различные ноу-хау в сфере арктического судоходства, спрос на которые продолжает расти даже в условиях ужесточающейся конкуренции”, – уверен генеральный директор Aker Arctic Микко Ниини.
Несмотря на то, что текущая зима исключительно теплая и на поверхности воды не образовалось ледяного покрова, обычно прибрежные воды Финляндии всегда обледеневают и остаются скованными льдом в течение нескольких месяцев. Лед покрывает примерно половину всей площади вод Балтийского моря, а при условии особенно суровой зимы – всю его площадь полностью.
Более 90% всех грузов в рамках осуществления Финляндией внешней торговли транспортируется по воде, что подтолкнуло финских специалистов к совершенствованию инновационных технологий и ноу-хау в области арктического судоходства. На сегодняшний день эта отрасль предлагает отличные возможности для развития бизнеса не только инжиниринговым компаниям типа Aker Arctic, но и десяткам судовладельцев и целому ряду верфей.
Микко Ниини видит будущее отрасли вполне успешным. Сейчас можно говорить о продолжительном росте, хотя речь и не идет ни о каком буме в арктическом судоходстве. Наличие возможностей очевидно, но развитие будет происходить довольно длительно и медленно. “Балтийское море для Финляндии – своего рода прототип мастерской по созданию технологий для арктического судоходства, на базе которой легко продвигаться вперед. За последние десять лет в мире было построено более 20 арктических судов, сконструированных на основе технологий, разработанных финскими специалистами”.
Наиболее очевидные перспективы развития наблюдаются в России, где ведется активная разработка Арктического шельфа с целью добычи полезных ископаемых, нефти и газа. Аналогичные перспективы существуют и в Канаде. По словам Ниини, в Финляндии по-прежнему производят лучшие в мире ледоколы, спрос на которые растет, а конкуренция между странами-изготовителями становится все жестче. “Не только страны Азии, такие как Корея, но и Германия бросают вызов нашей конкурентоспособности в данной отрасли. Однако богатая история и выгодное географическое положение и в дальнейшем будут обеспечивать уникальную конкурентоспособную базу для наших арктических ноу-хау”, – уверен Ниини.
Дополнительный толчок к развитию арктического судоходства дает Финский центр развития технологий и инноваций Tekes, запускающий арктическую программу, стоимостью 100 млн. евро, целью которой станет создание нового многомиллиардного бизнеса. В рамках данной программы будет стимулироваться разработка и вывод на рынок новых товаров и услуг. Трехлетний проект будет реализовываться до 2017 г.
Центральными бизнес-областями программы станут: технологии защиты окружающей среды, арктическое и обычное судоходство, судостроительная и морская промышленность, а также новые отрасли бизнеса, основанные на ноу-хау в арктическом судоходстве. Наиболее конкурентоспособными считаются инновации в области защиты окружающей среды и компьютерных технологий. “Мы уверены, что финские компании являются наиболее перспективными партнерами для создания прочного бизнеса даже в условиях сурового климата Арктики. При помощи решений, созданных финскими специалистами, эта сфера деятельности может быть безопасной для окружающей среды”, – заверила руководитель фонда Tekes Тейя Лахти-Нууттила. (Finnfacts/Транспорт Украины, СНГ, мира)