Уже в этом году стоимость обязательного страхования автогражданской ответственности автовладельцев (ОСГПО) может вырасти в 1,5 раза.
Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев становится разорительным для страховых компаний. До начала следующего года продавцы автогражданки обязаны пополнить свои базовые гарантийные взносы в фондах Моторного транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ) (из них выплачиваются компенсации потерпевшим за компании-банкроты). Согласно закону, принятому в 2012 году, эмитенты ОСГПО были обязаны до 5 ноября 2014 г. увеличить отчисления в фонд защиты потерпевших МТСБУ до 500 тыс. евро. Но если два года назад эта сумма в пересчете в гривну составляла порядка 5 млн.грн., то сегодня – более 9,3 млн.грн.
Правда, МТСБУ решило сделать страховщикам поблажку. Срок на увеличение взносов был продлен до 5 января 2015 года, а курс, по которому СК должны пересчитать причитающиеся с них суммы, зафиксирован на уровне 10,27 грн./евро. Это значит, что гарантийный взнос каждой из компаний-членов МТСБУ должен быть увеличен примерно до 5 млн. грн. Но даже при таком раскладе в Бюро не исключают, что ряд компаний не станет довносить средства и перестанет продавать автогражданку. “Количество участников рынка также может сократиться в связи с неудовлетворительным финансовым состоянием и/или банкротством некоторых компаний. В течение следующего года рынок может покинуть 10-20 страховщиков”, – полагает Максим Межебицкий, вице-президент СК “АХА Страхование”.
Финансисты не исключают дальнейшего подорожания автогражданки.
В нынешнем году полисы автообязаловки уже подорожали более чем на треть. В мае-июне 2014 года компании взвинтили их стоимость на 30-40% , отказавшись по требованию МТСБУ от применения минимальных коэффициентов к базовому платежу. “Больше всего рост цен почувствовали владельцы транспортных средств, которые зарегистрировали свои авто в городах Борисполь, Бровары (а вот на пластиковые окна цена Бровары даже снизилась), Боярка, Ирпень, Васильков, Вышгород, Вишневое. Рост цен на такие полисы составил до 60%”, – рассказала “ДС” начальник управления андеррайтинга АСК “ИНГО Украина” Ольга Погорелая. Сейчас стоимость автогражданки – гибкая величина. Она рассчитывается путем умножения базового платежа (на данный момент – это 180 грн) на несколько корректирующих коэффициентов, которые зависят от места регистрации транспортного средства, водительского стажа, срока безаварийного вождения и т.д. “К примеру, стоимость годового полиса ОСГПО с бонусом-малусом 0,3 для легкового автомобиля с объемом двигателя 1,6 л, зарегистрированного в г. Киеве, может составлять от 886,46 грн. (при применении минимальных коэффициентов и максимальной скидки – ред.) до 1 733,53 грн.”, – подсчитывает Ольга Погорелая. Причем если раньше большинство компаний устанавливало цены ближе к нижней границе, то сейчас они находятся примерно посередине, стартуя от 1 тыс.грн. и выше.
Страховщики утверждают, что и этого недостаточно. “Рост валютного курса спровоцировал повышение цен на ремонт и запчасти к автомобилям. Размер средней выплаты вырос почти в два раза. Так, наша компания сейчас в среднем выплачивает по одному случаю 11-12 тыс. грн., тогда как в декабре 2013 года средняя выплата по автогражданке составляла 6-7 тыс. грн.”, – говорит заместитель председателя правления по продажам СК “НОВА” Лина Кравченко.
Компании намерены лоббировать повышение базового платежа по автогражданке примерно в полтора раза в начале будущего года – до 270 грн. Если Нацфинуслуг согласится с такой позицией, пропорционально подорожают и полисы. После применения коэффициентов стоимость автогражданки для зарегистрированных в столице авто с объемом двигателя 1,6 л составит от 1,2 тыс. грн. до 2,6 тыс. грн. Правда, компании обещают, что вырастет не только цена, но и лимит ответственности (максимальная сумма, которую СК обязаны выплачивать при повреждении авто в ДТП). Сейчас он составляет 50 тыс. грн., но этого явно недостаточно. После подорожания запчастей и услуг техстанций автовладельцам часто не хватает страховой выплаты и приходится доплачивать СТО из своего кармана. “Дальнейшего повышения цен не избежать. Иначе страховые компании просто обанкротятся либо прекратят заниматься данным видом страхования. Со временем цена на автогражданку в Украине не будет отличаться от среднеевропейской и составит в среднем 200 евро”, – обещает Максим Межебицкий.
Хотя некоторые эксперты уверены, что рынок вполне проживет и на старых тарифах. “Повышение цены – просто грабеж клиентов. Исходя из количества регистрируемых ДТП (191 тыс. в 2013 году), охвата этим видом страхования автовладельцев (85%) и средней суммы выплаты в 10 тыс. грн. рынок должен выплачивать пострадавшим порядка 1,6 млрд. грн. в год, а в прошлом году выплатил только 1 млрд. грн. Это значит, потерпевшие недополучили более 500 млн. грн.”, – утверждает Роман Маленко, глава правления СК “Саламнадра-Украина”. По его мнению, регулятор должен добиваться, чтобы компании прекращали завышать комиссии агентам и демпинговать, а не увеличивать тарифы. По данным МТСБУ, за 9 месяцев 2014 года страховые компании собрали 1,8 млрд. грн., а выплатили только 720 млн. грн. Так что запаса прочности им вполне хватает. (dsnews.ua/ Транспорт Украины и мира)