Аэропорт “Борисполь” отказывается самостоятельно предоставлять услуги по пассажирскому и наземному обслуживанию самолетов и переводит их на аутсорсинг. Об этом сказано в открытом письме министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому от Независимого профессионального союза работников авиабезопасности. Обращение подписано председателем союза Сергеем Стоцким. Уход “Борисполя” может привести к подорожанию билетов.
Сегодня услуги пассажирского и наземного обслуживания самолетов выполняются двумя компаниями “Интеравиа” и “Аэрохендлинг” и самим аэропортом “Борисполь”. Но 12 декабря аэропорт издал приказ “Об утверждении плана мероприятий по получению дополнительных доходов, сокращению расходов и реорганизации деятельности в сфере предоставления услуг по наземному обслуживанию воздушных судов”. Согласно документу, “Борисполь” в 2015 г. запланировал на конкурсной основе купить услуги по наземному обслуживанию самолетов.
Победитель конкурса должен будет выполнить два условия: обязательно трудоустроить всех желающих работников подразделений аэропортов, которые оказывают услуги по наземному обслуживанию самолетов, а также выплачивать за пользование инфраструктурой аэровокзала не менее 10% от чистого дохода.
Менеджмент крупнейшего аэропорта страны заранее готовился к этому шагу. С конца 2013 г. “Борисполь” рассылал авиакомпаниям предупредительные письма за подписью и. о. генерального директора Евгения Дыхне, в которых сообщалось, что “аэропорт прекращает предоставление услуг по пассажирскому обслуживанию (в том числе контроля загрузки, связи и управления полетами)”.
Получить официальный комментарий в “Борисполе” не удалось.
Конечной задачей ухода аэропорта с этого рынка является передача наземного обслуживания частным компаниям “Интеравиа” и “Аэрохендлинг”, убеждает заместитель гендиректора хендлинговой компании “Трансаэрохендлинг” Юрий Степаненко. “Уход аэропорта с рынка пассажирского и наземного обслуживания делается для того, чтобы создать монополию на этом рынке компаний “Интеравиа” и “Аэрохендлинг”, которые контролируются собственниками МАУ (лидер рынка “Международные авиалинии Украины”)”, – соглашается Стоцкий. Он подчеркивает, что такие услуги не являются убыточными и заработок аэропорта от их оказания составлял 22-24%.
Монополизация рынка пассажирского и наземного обслуживания приведет к удорожанию билетов, уверен Степаненко. В качестве примера он сравнил опыт работы за 2012 г. аэропорта Москвы, где существует конкуренция в сегменте обслуживания авиакомпаний, и монополизированного аэровокзала Санкт-Петербурга. Если в московском аэропорту “Домодедово” стоимость обслуживания рейса самолета Boeing-737-500 составляла примерно 700 евро, то в Санкт-Петербурге – 2200 евро. “На рынках, где есть монополия, цены отличаются в два-три раза от конкурентных”, – резюмирует Степаненко.
В октябре топ-менеджерами аэропорта были назначены выходцы из авиакомпаний “Международные авиалинии Украины” (МАУ) и “АероСвит”, контроль над которыми приписывают бизнесмену Игорю Коломойскому. Например, заместителем гендиректора по операционной деятельности назначен Антон Борисюк, который ранее занимал должность вице-президента авиакомпании “МАУ” по сервису и логистике, а на должность заместителя гендиректора по экономике и финансам назначен Кирилл Звонарев, ранее работавший заместителем генерального директора авиакомпании “АероСвіт”.
Получить комментарий в “Интеравиа” и МАУ не удалось. В компании “Аэрохендлинг” опровергли связь с собственниками МАУ. “Интеравиа” и аэропорт сегодня являются нашими основными конкурентами на рынке наземного обслуживания в “Борисполе”. С 2004 г. мы сталкиваемся с тем, что аэропорт как природный монополист, конечно же, пользуется – если не сказать злоупотребляет – своими монопольными преимуществами: ограничивает доступ к инфраструктуре, монопольно повышает цены нам и демпингует для клиентов. Список этих не всегда законных приемов неконкурентной борьбы безграничен. Сегодня у аэропорта раздутый штат и неэффективная структура управления наземным комплексом – такое может позволить себе только монополист, который не ориентирован на прибыль. Стандарты ИКАО рекомендуют передавать функции по наземному обслуживанию частным хендлингам, и если аэропорт перестанет заниматься наземным обслуживанием, мы наконец-то, впервые за все годы независимости получим классический рынок хендлинговых услуг, который регулируется правилами конкуренции”, – заявил генеральный директор компании “Аэрохендлинг” Натик Гамбаров.
Заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что “министерство изучает ситуацию, в частности, проведет отдельную встречу с представителями профсоюза”. (Капитал/Транспорт Украины и мира)