Кабмин Украины намерен изменить систему аккумулирования финансов для содержания и развития причальной инфраструктуры портов.
Соответствующую инициативу выдвинуло Министерство инфраструктуры.
По оценке ведомства, целевые портовые сборы, основной источник компенсации затрат в данной сфере, не покрывает более 80% потребностей на содержание причальной инфраструктуры. Еще больший дефицит средств наблюдается в сегменте развития причальных мощностей.
Источником пополнения средств должен стать новый регулируемый тариф – плата за доступ к причалу. Его плательщиком выступит стивидорная компания, пользующаяся соответствующей инфраструктурой. По оценке “Администрации морских портов Украины” (АМПУ), перенесение части расходов по содержанию причалов на представителей стивидорного рынка позволит стабилизировать уровень портовых сборов – показатель, по которому порты Украины опережают соседей по акватории.
Как указывает АМПУ, стивидоры сегодня являются субъектами, амортизирующими причалы, причем не только за счет операций по обработке судовых партий, но и прочих операций (хранение грузов, обработка вагонов). Соответственно, новый механизм позволит накапливать средства на восстановление мощностей. Объем платежа будет регулироваться в зависимости от перерабатываемой на причалах грузовой номенклатуры.
В то же время эксперты портового рынка Украины указывают на сложность внедрения нового механизма для части стивидорного рынка, использующего причальные мощности на основе аренды или совместной деятельности, поскольку сумма отчислений уже заложена в договорах. (Metalmonitor/Транспорт Украины и мира)