20 апреля самый популярный в Украине лоукостер WizzAir покидает нашу страну. Точнее, номинально некоторые рейсы все же остаются, однако представительство закрывается. Это связано с нестабильностью в Восточной Украине, девальвацией гривни и политикой регулятора на финансовом рынке в отношении обмена валюты, объяснили представители компании.
На фоне наметившейся тенденции сокращения пассажиропотока обращает на себя внимание прямо противоположный тренд на рынке грузоперевозок. Немецкая Lufthansa заявила, что даже несмотря на возможные экономические сложности в Европе, она рассчитывает на увеличение прибыльности от воздушных грузоперевозок Lufthansa Cargo, по крайней мере, на протяжении трех ближайших лет. Секрет – в пополнении флота самолетами с высокой топливной эффективностью и оптимизации бизнес-процессов. И это несмотря на растущую конкуренцию со стороны двух мощных игроков в лице Emirates с аэропортом базирования в Дубае и Turkish Airlines в Стамбуле.
В отличие от немцев и арабов, турецкий перевозчик в последнее время уделяет самое пристальное внимание украинскому рынку. Turkish Airlines единственная в нашей стране начала полеты из фактически ранее замороженного аэропорта в Херсоне и еще в прошлом году запустила третий по счету грузовой рейс из Украины. Пока объективные сложности не отпугивают менеджмент компании, а президент “Международных авиалиний Украины” (МАУ) Юрий Мирошников называет ее главным соперником.
Региональный директор по грузовым перевозкам в Восточной Европе и России Turkish Airlines Селяхаддин Бурак Омероглу объяснил, на чем основан его оптимизм в отношении нашей страны.
– Сколько полетов в настоящий момент осуществляет дочерняя компания Turkish Cargo в/из Киева по сравнению с объемом пассажирских перевозок?
– В настоящий момент Turkish Airlines обслуживает два пассажирских рейса в день и три грузовых в неделю. Для украинского рынка это очень существенное количество.
– Вы обслуживаете чартерные грузоперевозки?
– Такие полеты занимают минимальную долю в общем объеме. По требованию заказчиков может выполняться всего несколько рейсов в год.
– За кого вам приходится бороться на нашем рынке?
– В отличие от пассажирских, грузоперевозки работают по В2В-модели. Нашими клиентами являются транспортно-экспедиционные компании, в Украине их число переваливает за сотню. А основными конкурентами, конечно, выступают международные и национальные авиаперевозчики (первыми в нашей стране эксплуатировать грузовой самолет западного производства начали МАУ еще в 2008 г.).
– Какие грузы чаще всего перевозят по воздуху в нашей стране?
– Все определяет структура экспорта и импорта. Из Украины в страны СНГ экспортируется оборудование, запчасти и фармацевтическая продукция, а импортируются – потребительские товары, электроника, то же оборудование, химикаты и т. д.
Географическое положение Украины обуславливает гораздо более высокий уровень развития морских, автомобильных и железнодорожных перевозок. Доля грузовых авиаперевозок очень мала и составляет менее 1% от общего объема товарооборота в стране, включая экспорт и импорт. Но в случае развития экономики здесь есть очень большой потенциал. Пока на маленьком по объему рынке присутствует очень жесткая конкуренция за прибыльные экспортно-импортные направления.
– С какими сложностями приходится сталкиваться на украинском рынке?
– Мы потеряли часть бизнеса в восточной части Украины, прекращены все бизнес-операции в Крыму. А ведь эти регионы представляют для нас большой интерес. Надеюсь, в будущем нам все же удастся возобновить ранее приостановленные полеты.
Чтобы сохранить объемы перевозок и норму прибыльности в условиях девальвации национальной денежной единицы, приходится проводить гибкую ценовую политику.
– Перечисленные негативные факторы, очевидно, не располагают наращивать здесь свое присутствие.
– Безусловно, экономическая и политическая ситуация в стране накладывает отпечаток на бизнес-показатели нашей деятельности. К числу факторов риска стоит отнести и регуляторные ограничения в гражданской авиации, но все это мы рассматриваем как временные явления. Тем не менее, непростые современные реалии не заставят нас изменить свое видение в отношении будущего Украины, в которое мы смотрим с большим оптимизмом.
– На чем вы планируете сосредоточиться при развитии бизнеса в обозримом будущем?
– Стратегическая задача TK Cargo (дочернее подразделение Turkish Airlines) остается неизменной – в первую очередь, сохранение тенденции роста бизнеса (сейчас флот насчитывает пять грузовых самолетов Airbus A330-200F, в марте компания подписала контракт на приобретение еще четырех таких же).
В случае с Украиной в ближайшие месяцы и годы основные усилия будут направлены на сохранение устойчивого развития бизнес-плана и политик компании. Первоочередной задачей, конечно же, остается удержание рыночной доли с достигнутыми на сегодняшний день объемами перевозок. (forbes/Транспорт Украины и мира)