Министерство инфраструктуры Украины планирует открыть для частных перевозчиков на правах операторов инфраструктуры доступ к железнодорожным объектам, в частности, к локомотивной тяге, а также предоставить возможность осуществлять пассажирские перевозки. Об этом сообщил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.
“Очень интересный вопрос частной тяги и частных пассажирских перевозок, интересно, какая будет реакция в обществе, мы хотим услышать реакцию рынка, мы можем сделать какие-то переходные положения…По этому пункту критики будет предостаточно, но действительно опыт разный в мире”, – сказал Пивоварский.
Согласно тексту опубликованного на сайте министерства вышеупомянутого законопроекта, перевозчикам необходимо иметь лицензию на осуществление соответствующего вида хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и сертификат безопасности; тяговый железнодорожный подвижной состав; право доступа к инфраструктуре на основании соответствующего договора с оператором инфраструктуры и ряд других.
В то же время, начальник департамента реформирования и корпоративного развития Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (“Укрзализныця”) Евгений Кравцов отметил, что данный законопроект разработан с учетом ряда норм актов законодательства ЕС.
“Возможность допуска частного перевозчика к тяге прямо предусмотрена директивами Евросоюза. У нас на уровне министерства и “Укрзализныци” велись дискуссии по этому поводу, но эти директивы выполняются во всех странах Европы”, – подчеркнул Кравцов.
Согласно законопроекту, создаваемому на базе “Укрзализныци” публичному акционерному обществу, которое будет находиться в 100% госсобственности, перейдут права на управление всей инфраструктурой общего пользования, к которой относятся железнодорожные станции и колеи, контактные сети и трансформаторные станции, системы управления движением. В свою очередь, оператору инфраструктуры предлагается обеспечить финансовую независимость от перевозчика и равноценный доступ к инфраструктуре.
В настоящее время в Украине работает много частных компаний в сфере грузовых перевозок, которые имеют собственный вагонный парк. Как показывает опыт европейских стран – рынок грузоперевозок максимально эффективен при нескольких игроках, основным из которых является государственных оператор. (УНИАН/Транспорт Украины и мира)