В энергетической отрасли разгорелся скандал из-за условий выделения НАК “Нафтогаз Украины” кредита на $300 млн., необходимых газовому монополисту на закупку газа.
Одним из условий ЕБРР по предоставлению займа является проведение реформы корпоративного управления “Нафтогаза”. Ее результатом должно стать выведение госкомпании из под контроля Минэнерго, а также создание набсовета с участием независимого менеджмента и ограниченного числа представителей Кабинета министров.
Реакция министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина была незамедлительной. Он категорически отказался подписывать план по реформированию системы управления НАК и направил соответствующее письмо директору ЕБРР в Украине Шевки Аджунеру. Впрочем, министра “обыграл” Кабмин, который одобрил условия получения международного займа по всем пунктам.
В результате 23 октября в Берлине все-таки было подписано кредитное соглашение между ЕБРР и НАК “Нафтогаз Украины” о выделении кредита в $300 млн. О том, почему он не поддерживал план реформирования управленческой системы газовой монополии, Министр энергетики Владимир Демчишин рассказал в интервью.
– Было подписано кредитное соглашение между ЕБРР и НАК “Нафтогаз Украины” о выделении газовому монополисту $300 млн. Одним из условий займа является реализация реформы корпоративного управления. Вы критиковали это решение и были против изменения механизмов управления НАК. Почему?
– Я не то, что не против реформы корпоративного управления “Нафтогаза”, а, наоборот, за ее проведение. Сама реформа, ее этапы очень хорошо расписаны и продуманы. Но я уверен, что пока ее реализация не совсем своевременна для украинских реалий. То есть, скорее, это сейчас слишком прогрессивный для наших условий шаг.
Вместе с тем, сам документ по корпоративному управлению, к созданию которого были привлечены и европейские партнеры, ничего уникального и сверхнового не предлагает. За основу взяты принципы, которые эффективно работают в англо-саксонской системе. Но такой стиль управления нельзя просто “насадить” в столь специфической компании, как “Нафтогаз”.
Именно поэтому я изначально предлагал Минэкономики разработать единые принципы управления для всех крупных госкомпаний, причем не только в энергосекторе. Они все нуждаются в определенном уровне независимости. Ведь как только приходит новое правительство – начинает меняться топ-менеджмент госкомпаний. Приходит новый руководящий состав, который меняет стратегию развития компаний, в результате такой частой смены направлений развития эффективные результаты вряд ли удастся получить.
– В чем вы все-таки видите основные препятствия к изменению управления “Нафтогазом” именно сейчас?
– “Нафтогаз” имеет уникальные обязательства, прежде всего, социальные. То есть, компания, помимо прочего, обеспечивает энергоресурсом социально-незащищенных граждан и является госмонополией. Поэтому вряд ли сейчас можно говорить о том, что в ходе реформирования удастся создать независимый наблюдательный совет. Даже несмотря на то, что в этот орган войдут представители государства.
Предлагается, что набсовет будет состоять из семи человек. Трое из них будут представлять государство. Неважно даже, кто будет представлять остальных. Вдумайтесь – на данный момент НАК выполняет социальную функцию, получает из госбюджета огромные средства. В прошлом году – 110 млрд. грн., в этом году – 30 млрд. грн., в следующем году, полагаю, не менее 8-10 млрд. грн. То есть, государство обеспечивает компанию серьезными средствами, а контролировать ее не сможет? Разве это не странно?
– Когда же, по вашему мнению, стоит реформировать структуру и принципы управления газовой монополией?
– Я уверен, что реформу проводить надо только тогда, когда “Нафтогаз” станет независимой рыночной компанией. То есть, после того, как компания будет разделена на сегменты по функциям, и будет реализован план по так называемому “анбандлингу”. Он предполагает разделить добычу, транспортировку и торговлю газом. Тогда в каждой из этих трех компаний мы сформируем наблюдательные советы, которые будут принимать решения. Но все равно государство, будучи акционером в каждой из них, будет иметь возможности контроля.
По опыту предыдущей работы в инвестиционной компании, я могу сказать, что перед тем как вывести ту или иную компанию на IPO, мы сначала реформировали систему ее корпоративного управления. Быть независимым директором в набсовете того или иного бизнеса – очень сложная функция, особенно на развивающихся рынках. И быть уверенным в том, что сейчас эффективный по сути европейский подход к управлению сработает качественно в госмонополии, которой является НАК, я не могу.
– Предполагается, что независимыми представителями набсовета станут инвестбанкиры, топ-менеджеры крупных компаний, инвестаналитики. Почему им должно быть это интересно? Вы уверены, что они согласятся?
– Поверьте, согласятся, поскольку войти в состав наблюдательного совета такой компании как “Нафтогаз” – это очень престижно и ценно. Это огромная компания, и вхождение в структуру ее управления подразумевает высокий публичный статус. И, разумеется, у топ-менеджеров будет адекватная рыночная зарплата.
– Как будут определяться критерии независимости набсовета и какими они будут?
– Правила независимости прописаны и известны на европейских рынках. У топ-менеджмента, который войдет в набсовет, не должно быть бизнеса и родственников в госорганах. Кроме того, члены набсовета не должны принимать операционные решения. Для этого есть совет директоров. Набсовет будет принимать решения по определенным и исключительным положениям, которые прописаны в статуте компании.
Речь идет о существенных транзакциях, эмиссии акций, выплате дивидентов, выходе на IPO, ключевых назначениях, согласовании стратегии и финансовых планов. То есть, в их компетенцию войдут вопросы акционерного уровня.
Основная цель реформы в том, чтобы в течение пяти лет избранные члены набсовета не изменялись. Они получают на этот срок определенный иммунитет и их главная задача – реализовать стратегию развития компании. Но еще раз говорю, нужно смотреть на условия. Рынок газа пока неконкурентный.
– Вашу позицию неоднократно критиковали, обвиняя вас в том, что вы не хотите выпускать из-под контроля Минэнерго газовый сегмент энергетики.
– Да, обвинять поверхностно легче всего. Когда я говорил, что не передам Фонду госимущества акции “Центрэнерго”, потому что заберут из-под Минэнерго акции, не приватизируют предприятие, а просто расставят менеджемент, все говорили, мол, министр хочет все контролировать. А когда я передал все акции облэнерго, ТЭС, ТЭЦ в ФГИ – где же обещанные приватизационные процессы?
Поэтому я и в ситуации с НАК говорю: монополист всегда будет действовать в своих интересах. Давайте создадим сначала конкурентную среду в соответствии с требованиями Третьего энергопакета. Именно поэтому я выступал с критикой такой спешки проведения реформы корпоративного управления “Нафтогаза” и был против того, чтобы “привязывать” решение по кредиту к процессу корпоратизации госкомпании именно сейчас.
Уверен, если корпоратизация проводится в спешке, то в случае с госсобственностью, без публичного обсуждения этой процедуры, есть большие шансы усложнить себе жизнь. Необходимо, например, детально оценить риски после перевода акций компаний “Укртрансгаз”, “Укртранснафтa”, “Укнафта”, “Укргазвидобування” из собственности государства в собственность НАК.
При этом возникают вопросы по выплате дивидендов в бюджет, возможным рискам потери этих активов со стороны государства в пользу кредиторов, в том числе по судебному процессу с “Газпромом”.
Но решение принято, и теперь будем работать с учетом условий, прописанных в кредитном договоре. При этом я буду и дальше настаивать на максимальной публичности реформирования системы управления НАК с учетом разделения компании на сегменты. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)