В ближайшее время в Украине могут снизиться тарифы на голубое топливо для населения. Таким способом власть хочет повысить выборную популярность. Но ценой этого решения будет фактический отказ НАК “Нафтогаз Украины” от перехода на цивилизованные правила игры.
12 ноября в Украине начала работу миссия Международного валютного фонда (МВФ). До оглашения ее выводов, от которых будет зависеть дальнейшая судьба экономики всей страны, еще несколько недель. Но это не мешает Киеву заниматься внутренними проблемами.
На день ранее глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил о намерении госкомпании согласовать с МВФ вопрос снижения тарифов на газ для населения. По его словам, речь идет о планах понижения так называемой верхней планки, которая сейчас установлена на уровне 7188 грн./тыс. куб м. По этому тарифу рассчитываются самые крупные ячейки общества – абоненты без счетчиков, потребители, использующие газ для приготовления еды и подогрева воды, а также люди, потребляющие больше 200 куб. м в месяц.
Глубину планируемого снижения Коболев не озвучивал, ограничившись пояснением, что поводом для этой инициативы является стабильное падение котировок на импортный газ. Такая мотивация наверняка удивила даже старожил рынка, привыкших к тому, что потребности населения удовлетворяются из резервов газа внутренней добычи.
Но те времена безвозвратно ушли: в следствие сокращения активности на отечественном промысле, сейчас только 60% потребностей украинцев перекрываются местным газом, а остальные 40% обеспечиваются за счет импортного топлива. Эти реалии вгоняют экономику НАК в ступор, потому что затраты “Нафтогаза” на приобретение газа для населения превышают цену его реализации.
Например, в прошлом году НАК потратил на закупку ресурса для населения 31,4 млрд. грн., а выручил от его продажи целых 12,7 млрд. По итогам этого года убытки могут быть меньше, ведь весной НКРЭКУ повысила тарифы на газ для населения. Но ни о каком переломном моменте речь не идет. Ну, хотя бы потому что после вмешательства регулятора ставки на газ были повышены в три раза, благодаря чему позволили перекрыть только 60% его рыночной стоимости.
По тогдашним расчетам “Нафтогаза”, для вывода тарифов для населения на экономически обоснованный уровень, они еще в начале года должны были быть подняты в 8-10 раз. На такой рост регулятор не пошел по понятным причинам – население просто перестало бы оплачивать космические счета. Но ведь никто этого и не требует: если бы тарифы были приведены к рыночному уровню хотя бы для 10% населения (самого богатого сегмента этой категории потребителей), ежегодные доходы НАК выросли бы сразу на 10 млрд. грн. А это – 50% дефицита компании.
На этом фоне озвученные планы по снижению цен на газ для населения выглядят безрассудно. Но процессом управляет политика. Инициатива “Нафтогаза” сделана в разгар местных выборов, потому тарифная амнистия очень напоминает попытку власти завоевать максимальное количество голосов.
Этот прием применяется со времен независимости Украины. Правда, если раньше он вписывался в общепопулистскую стратегию власти, то сейчас явно контрастирует с лозунгами о строительстве страны с рыночными правилами игры. Особенно это заметно на примере февральской договоренности правительства с международными кредиторами.
Тогда под многомиллиардные займы государство пообещало внедрить дерегуляцию розничных цен на газ, которая позволила бы за три этапа перейти от системы непрямых субсидий (в виде заниженных цен для всех бытовых потребителей) до нерегулируемых розничных ставок. В этой же системе был заложен механизм так называемых непрямых адресных субсидий наиболее незащищенной категории потребителей.
На выходе Украина могла бы получить цивилизованный рынок, в котором цена формируется спросом и предложением. Таким образом, отечественная государственная “Укргаздобыча”, наконец-то, смогла бы с профицитом перекрывать затраты на промысел и думать о его развитии. Но сейчас эти планы – просто фантазии. Непонятно только ради чего все это. Ведь ни о какой экономии денег для населения речь все равно не идет: разницу между реальной и фактической ценой на газ государство по сложившейся традиции извлечет из карманов в виде налогов. (uaprom.info/Транспорт Украины и мира)