Правительство, наконец, определилось с новым управленцем магистральных нефтепроводов страны, назначив главой “Укртранснафты” Николая Гавриленко. Это решение сосредоточило экспертов на поиске куратора нового госслужащего. Но пока они следят за администрированием, страна уже зависла над пропастью: нефтетранспортный рынок в шаге от полного развала.
В ближайшее время у ПАО “Укртранснафта” пройдет собрание акционеров, ключевым вопросом в повестке дня которого будет утверждение в должности главы правления общества Николая Гавриленко. Повод для этого появился 18 ноября, когда его кандидатура была одобрена на заседании Кабинета министров.
До событий последних дней Гавриленко был известен только в узком кругу торговцев нефтепродуктами – к сфере его ответственности относилась профильная компания “Вик-Ойл”. Но дефицит информации только раззадорил сплетников, которые тут же стали приписывать новоиспеченного менеджера к той или иной группе.
Самых распространенных версий две. Первая заключается в том, что Николаю Гавриленко был выписан кредит доверия непосредственно Андреем Коболевым, председателем НАК “Нафтогаз Украины”, который является членом команды Арсения Яценюка. Вторая сводится к тому, что назначение Гавриленко состоялось не без помощи Игоря Кононенко, первого замглавы фракции “Блок Петра Порошенко”.
Подтверждение (или опровержение) одного из этих вариантов можно получить традиционным путем – через анализ первых решений нового главы транспортной компании. Но в данном случае такой способ не актуален. В первую очередь потому что Николай Гавриленко в равной степени зависим от команды премьера и президента. Чтобы это понять, достаточно сказать, что “Укртранснафта” находится в прямом подчинении “Нафтогаза”, а, значит, ее руководитель на административном уровне обязан выполнять указания Яценюка. В то же время финансовое благополучие ПАО находится в руках Порошенко, который курирует Дмитрия Вовка – председателя НКРЭКУ, утверждающего тарифы на транспортировку нефти магистралями “Укртранснафты”.
Что интересно, на зависимости от президентского и премьерского лагерей Николай Гавриленко не остановится. В любых обстоятельствах ему придется находить общий язык с лидером “Привата” Игорем Коломойским. Во-первых, потому что ему придется решать дальнейшую судьбу нефти “Укртранснафты”, которая была выкачана из трубопроводов и сейчас 400 тыс. т из тех объемов хранится на нефтебазах днепропетровского миллиардера.
Во-вторых, потому что единственным украинским клиентом трубопроводной компании является “Укрнафта”, которая также входит в сферу влияния “приватовцев”. В-третьих, никто не отменял договора между “Укртранснафтой” и Дрогобычским, Надвирнянским, Кременчугским НПЗ Коломойского. По их условиям, ПАО не имеет права без согласия нефтепереработчиков допускать к подсоединенным к ним трубопроводам других заказчиков.
Оперируя условиями, в которых придется работать Гавриленко, эксперты погрузились в споры о том, кем же отныне будет контролироваться нефтетранспортная компания. Но за этой дискуссией теряется главная проблема “Укртранснафты” – увеличение объемов прокачки нефти.
Рассчитывать на рост заказов от отечественных компаний невозможно, так как пять из шести нефтеперерабатывающих заводов простаивают уже несколько лет, в течение которых некоторые из них превратились в груду металлолома. В теме расширения транзитных прокачек дела обстоят не на много лучше. Европейцы нам не помогут, потому что у Украины нет даже декларативных договоренностей о транспортировке каспийского сырья по построенной для этой цели магистрали “Одесса – Броды”.
Единственный контрагент, с которым можно говорить об увеличении транзита, – российская “Транснефть”. Для нее в последние годы Украина прокачивает около 15 млн. т нефти. Но даже если опустить политическую составляющую этой темы, у активизации сотрудничества с россиянами есть один существенный минус: мы делаем экономику “Укртранснафты” монопольно зависимой от решений из Москвы. А в Белокаменной этот шанс постараются не упустить. По крайней мере, об этом говорит опыт прошлого года, когда “Транснефть” сократила объемы прокачки нефти через Украину под предлогом снижения мировых цен. (uaprom.info/Транспорт Украины и мира)