Прошлый год начался для владельцев круизных судов вполне благополучно, и они рассчитывали поднять цены на путешествия, сильно понизившиеся вследствие разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса. Однако из-за волнений в арабских странах, цунами и катастрофы на АЭС в Японии эти надежды сильно поугасли. В сочетании с ростом цен на топливо указанные негативные факторы привели к относительно скромным результатам отрасли. Число американских пассажиров на круизных судах возросло по сравнению с 2010 г. на 5% (до 11 млн.), а европейских – на 10% (до 6 млн.).
В конце 2011 г. в мире насчитывалось свыше 300 круизных судов водоизмещением свыше 1 тыс. брт; их совокупный тоннаж равнялся 17 млн. брт, а общая вместимость приближалась к 420 тыс. коек.
По числу судов (101) и доле в их совокупной вместимости (47%) лидировала группа “Carnival”, а удельный вес четырех ведущих владельцев (“Carnival”, “Royal Caribbean Cruises Ltd.”, “Norwegian Cruise Line” и “Mediterranean Shipping Company”) в общем тоннаже составил около 87%.
Заказчикам в 2011 г. было поставлено 6 круизных судов совокупной вместимостью 12 тыс. коек против 13 судов на 31 тыс. коек в предыдущем году. Такое значительное сокращение числа отгруженных судов является следствием происходившего с 2008 г. замедления роста спроса. Из указанных 6 судов 4 получила “Carnival” (в 2010 г. ей было поставлено 6 круизных лайнеров).
Число заключаемых новых контрактов на поставку круизных судов достигло пика в 2007 г., а затем спрос упал, и владельцы таких судов договорились о том, что в ближайшие несколько лет они будут ежегодно заказывать не более 6-8 лайнеров тоннажом свыше 100 тыс. брт.
В 2010 г. было подписано 7 контрактов, а в 2011 г. – 10, но только 6 заказанных в прошлом году судов имели тоннаж, превышающий 100 тыс. брт. В начале 2011 г. “HapagLloyd” объявила о размещении у “STX France” заказа на лайнер класса люкс “Europa 2” (35 тыс. брт, 250 кают). Цена данного судна составила около 300 млн. евро.
Напряженную борьбу за заказ компании “Royal Caribbean International” вели сразу несколько европейских верфей. В конечном счете контракт был подписан с германской фирмой “Meyer Werft”, имеющей возможность получать экспортные кредиты по более низким ставкам, чем ее конкуренты из Европы. Заказ предусматривает поставку судна “Project Sunshine” примерной стоимостью 700 млн. евро; его тоннаж равен 158 тыс. брт, а вместимость – 2050 кают.
Группа “Carnival” заказала в начале 2011 г. лайнер для “P&O Cruises” у “Fincantieri” (141 тыс. брт, 1800 кают), а летом подписала контракты на поставку еще трех судов. Одно из них (для компании “Costa”, 132 тыс. брт, 1850 кают) построит “Fincantieri” и два (для “Aida Cruises”, 125 тыс. брт, 1625 кают, поставка в 2015 2016 гг.) – японская группа “Mitsubishi Heavy Industries” (“MHI”). Последняя победила в упорной борьбе верфь “Meyer Werft”, построившую для “Aida” уже 5 судов. Сообщают, что “MHI” пришлось предложить цену в $200 тыс. за койку, тогда как в Европе она составляет $265 тыс. Комментируя данную сделку, аналитики указывают, что японская группа вряд ли станет серьезным конкурентом для европейских продуцентов круизных лайнеров. Это произойдет только в том случае, если она не получит в будущем достаточного числа заказов на торговые суда.
Другая германская судоходная компания – “TUI Cruises” (совместное предприятие “Royal Caribbean Cruises Ltd.” и “HapagLloyd”), разместила, наконец, заказ на новое судно (97 тыс. брт, 1250 кают, стоимость – 390 млн. евро) у “STX Finland”. После поставки лайнера “Allure of the Seas” в 2010 г. эта верфь не строила круизных судов, и потому данный заказ был для нее очень важен, ибо он подтверждал ее неоспоримую репутацию в изготовлении таких судов.
Во Франции “STX France” подписала в конце 2011 г. с “Viking Ocean Cruises” (“новичком” на круизном рынке) контракт на поставку двух судов тоннажом по 40 тыс. брт; каждое судно имеет 450 кают, способных вместить до 900 пассажиров. Контракт предусматривает предоставление заказчику кредита.
Также в конце года заказала третье судно у “Fincantieri” фирма “Compagnie du Ponant”. Его тоннаж и вместимость такие же, что и у двух других лайнеров, приобретенных данной фирмой у итальянской верфи ранее (10,6 тыс. брт, 264 койки). Эти лайнеры оказались очень популярными среди французских и американских пассажиров при путешествиях в Арктику и Антарктику.
В первые 9 месяцев прошлого года европейские судоверфи часто теряли заказы вследствие высокого курса евро по отношению к доллару. Однако ослабление евро в конце года несколько восстановило интерес судовладельцев к размещению заказов в Европе. Более того, вялый спрос привел к избыточным мощностям и усилению конкуренции между продуцентами и дал возможность судоходным компаниям выторговывать для себя лучшие цены и финансовые условия.
Из-за сокращений бюджетных ассигнований по всей Европе в ближайшее время могут закрыться одна или две верфи в Италии. Что же касается интереса южнокорейских верфей “Samsung” и “Daewoo” к строительству круизных судов, то он сохраняется, но получить крупные заказы этим группам пока не удалось.
Если говорить о продажах подержанных круизных судов в 2011 г., то их возраст был в основном выше, а стоимость ниже, чем у предлагавшихся ранее, так как покупателями часто выступали “новички” на данном рынке и возросли трудности с получением банковских кредитов. Более современные и дорогостоящие лайнеры обычно являлись предметом внутренних сделок между дочерними компаниями той или иной группы, целью которых было завоевание новых рынков.
Из проданных в прошлом году на вторичном рынке круизных судов можно выделить “Costa Marina”, которое было построено в 1969 г. в качестве контейнеровоза, а в 1990 г. переоборудовано в круизный лайнер тоннажом 25 тыс. брт и вместимостью 386 кают. Судно купила за 20 млн. евро новая круизная компания “Harmony Cruises”, дочернее предприятие южнокорейского владельца балкеров “Polaris Shipping”. Называют также судно “Sunrise” (4200 брт, 50 кают), проданное британской фирме “Noble Caledonia” примерно за $16,6 млн.
Высокую активность на данном рынке проявляли покупатели из КНР, пользующиеся тем, что их правительство не применяет жестких ограничений в отношении возраста круизных судов. Были приобретены лайнеры “Long Jie”, переименованное после покупки в “Oriental Dragon” (построено в 1972 г., 18 тыс. брт, 271 каюта, $13 млн.), “Asia Star” (бывшее “Radisson Diamond”, построено в 1992 г. в Финляндии, 20 тыс. брт, 375 кают, $25 млн.) и “Pacific Sun” (построено в 1986 г., 47,7 тыс. брт, 750 кают).
Сознавая большие потенциальные возможности китайского круизного рынка, “Costa” создала первую в КНР круизную компанию с участием иностранного капитала (“WFOE”), которая будет круглогодично эксплуатировать в регионе одно судно, а “RCL” сдала по чартеру на 4 месяца китайской компании “China World Cruises” лайнер “Legend of the Seas” (построено в 1995 г., 69130 брт, 900 кают).
Некоторые круизные компании испытывали в 2011 г. финансовые трудности, которые вынудили их свернуть деятельность. “Windstar Cruises” после обращения за защитой от банкротства была продана судом (за $39 млн.) американской группе “American Antschuz”. Последняя владеет несколькими гостиницами и увеселительными парками и теперь намерена освоить круизный бизнес.
Экономический кризис в Испании оказался фатальным для “Happy Group” (бывшей “Quail Cruises”), одной из трех действующих на данном рынке круизных компаний, которая эксплуатировала три взятых по чартеру судна.
Трудности с продажами на вторичном рынке относительно крупных судов по их остаточной стоимости приведут, как считают аналитики, к принятию судовладельцами обширных программ их модернизации. Определенные шаги в этом направлении уже начали предпринимать “Carnival” и “Royal Caribbean Cruises Ltd.”. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)