Российская железнодорожная монополия “РЖД” не согласовывает большинство заявок железнодорожных операторов на перевозку грузов в направлении латвийских портов без объяснения причин. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на девять источников в отрасли.
По словам собеседников агентства, РЖД начала отклонять часть заявок в апреле, но самый большой процент отказов – в мае.
Это подтверждается статистикой железнодорожных перевозок угля, нефтепродуктов и металлов. В марте в адрес портов Вентспилса и Риги было отправлено 1,2 млн. т этих грузов, в апреле – 750,7 тыс. т, а за 1-15 мая – только 45,7 тыс. т. Поставки большинства видов грузов в первой половине мая полностью прекратилась, остались только небольшие объемы чугуна в Вентспилсе и нефтепродуктов в Риге.
Основные терминалы, через которые переваливаются грузы из РФ, находятся в портах Вентспилса и Риги. В прошлом году через порт Вентспилса прошло 18,8 млн. т грузов, из которых как минимум 3,6 млн. т (без учета минудобрений и нефтехимии) пришло по железной дороге из РФ. В Рижском порту всего было перевалено 37,1 млн. т, в том числе как минимум 4,9 млн. т железнодорожных грузов из России.
Источники, среди которых есть сотрудники железнодорожных операторов, грузоотправителей и трейдеры, говорят, что РЖД либо не объясняет причин отклонения заявок, либо сообщает о проведении летних путевых работ.
В свою очередь в РЖД заявляют, что ограничений по направлению в Латвию не вводилось.
“Нужно рассматривать каждый конкретный случай отказа в согласовании”, – ответил представитель железнодорожной монополии.
По словам нескольких источников, Сокращение объемов перевозок со стороны РЖД – “наказание за газовую трубу”.
Латвия стала одним из нескольких восточноевропейских государств, выступивших против “Северного потока – 2”, возглавляемого Россией проекта строительства нового газового трубопровода в Германию по дну Балтийского моря.
Строительство газопровода “Северный поток – 2” мощностью 55 млрд. кубометров наполовину финансируется “Газпромом”, который получит возможность продавать газ в Европу, минуя транзит через Украину.
Ранее на пресс-конференции мэр Вентспилса Айварс Лембергс заявлял, что он ждал сокращения грузопотока со стороны России в ответ на решение латвийского правительства не поддерживать “Северный поток – 2”.
Российские СМИ сообщали ранее, что Вентспилсский порт и два его терминала – Noord Natie Ventspils Terminals и Eurohome Latvija – получили приглашение участвовать в строительстве газопровода “Северный поток – 2”. Правительство Латвии решило не поддерживать проект, сославшись на риски для национальной безопасности, а также обеспечить голосование представителей государства в совете директоров Свободного порта Вентспилс против участия в строительстве газопровода.
“Мы не поддерживаем это (проект “Северный поток – 2″) в связи с тем, что мы присоединились к блоку государств, выступающих против этого”, – сказал премьер-министр Латвии Марис Кучинскис.
“Но это не значит, что правительство Латвии предприняло какие-то контрмеры против частного проекта… Это совершенно разные вещи”, – добавил глава правительства страны.
В то же время еще два источника в отрасли пояснили ограничение поставок грузов в порты Латвии желанием РФ перенаправить грузопоток в собственные порты. (БизнесЦензор/Транспорт Украины и мира)