В Казахстане обсуждается вопрос о введении режима открытого неба в аэропорту Алматы.
“Сегодня мы, например, имеем валовый национальный продукт, в котором только 1% занимает туризм, и ставим перед собой достаточно амбициозные цели, чтобы к 2023 г. получить уже 8% долю от туризма в валовом национальном продукте. А это говорит в немаловажной степени о том, что мы будем делать ставку на развитие авиасообщений”, – сказал заместитель председателя правления АО “НК “Kazakh Tourism” Тимур Дуйсенгалиев на пресс-конференции в Астане.
В определенном смысле будет рассматриваться политика открытого неба, потому что опыт Астаны, который на период Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 открывал небо, оказался очень позитивным.
“Мы будем предлагать, чтобы этот эксперимент был, во-первых, продолжен, во-вторых, мы сейчас ведем переговоры с правительством Казахстана, чтобы режим открытого неба ввести и в аэропорту Алматы. То есть, говоря о том, что мы хотим развивать туризм в Казахстане, в первую очередь надо понимать, что есть так называемые точки роста, которые будут служить как бы опорными точками, которые станут местом старта для путешествия в Казахстане. Вот на сегодняшний день у нас по сути есть две точки старта – это Алматы и Астана”, – подчеркнул он.
“В последующем, конечно, есть вопрос, связанный с национальным перевозчиком, потому что есть вопросы конкуренции. Потому что есть негативные примеры из зарубежного опыта, когда с введением режима открытого неба национальные перевозчики банкротились, то есть переставали существовать”, – добавил замглавы Kazakh Tourism.
Необходимо найти определенный баланс, чтобы все-таки сделать конкурентоспособным нашего авиаперевозчика – компанию “Эйр Астана”, утверждает Тимур Дуйсенгалиев.
“Одновременно, вводя какие-то элементы открытого неба, может быть, не единовременно, в течение очень короткого промежутка времени, а поэтапно. И поэтому я еще раз подчеркиваю, что мы сейчас планируем отработать вместе с ИАТА программу до 2030 года: в каком году открывать открытое небо, в какой степени это надо делать, какие меры необходимо предпринять для развития региональной авиации”, – отметил он.
В настоящий момент Kazakh Tourism прорабатывает вопрос о сотрудничестве с Международной ассоциацией воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA, ИАТА) в плане исследования, аналитики казахстанского авиатранспортного сообщения до 2030 г.
“Для Казахстана, как очень большой страны, имеющей большой транзитный потенциал, очень важно научиться делать Казахстан доступным в плане авиасообщения, прогнозировать потенциальные потоки, которые позволят получить определенную долю “пирога”, который представляет из себя сегодня мировой туризм. И в этой связи мы, в принципе, договорились о том, что ИАТА будет готовить для Kazakh Tourism этот аналитический обзор, который позволит нам выстраивать долгосрочную политику в плане развития авиасообщения”, – пояснил замглавы Kazakh Tourism.
Причем речь идет не только о международных авиаперелетах.
“Для того, чтобы добраться до Казахстана нужно достаточно долго и, опять-таки, дорого лететь, но внутри Казахстана, с учетом больших расстояний, также необходимо наладить сеть региональной авиации. Во времена Союза в Казахстане находилось более 100 наземных аэродромов, которые принимали самолеты малой авиации, легкой авиации. И это позволяло решать вопросы, в общем-то, жизнеобеспечения и деятельности практически самых удаленных уголков нашей страны”, – рассказал Тимур Дуйсенгалиев.
“К сожалению, за истекшие годы у нас эта практика развития и поддержки региональной авиации немножко отстает. И когда мы говорим о том, что турист выбирает сегодня в первую очередь фактор доступности, для нас именно транспортная и авиатранспортная доступность являются критически важным элементом формирования того туристкого продукта, которым мы сегодня заняты”, – добавил он. (forbes.kz/Транспорт Украины и мира)