Транспорт Украины и мира

Беларусь: перспективы развития железнодорожных пассажирских перевозок

Белорусская железная дорога готовится к внедрению нового формата пассажирских перевозок. Рынок железнодорожных перевозок пассажиров планируется классифицировать на линии: международные, коммерческие, региональные, межрегиональные и городские. В свою очередь, региональные и межрегиональные линии будут подразделяться на бизнес-класс и эконом-класс. Эти два класса будут различаться, в первую очередь, не характеристиками подвижного состава, а скоростью доставки пассажиров и числом остановок в пути.

Международные линии призваны обеспечить связь Минска, а также областных центров со столицами и другими городами зарубежных государств. Поезда этих линий в зависимости от протяженности маршрута по-прежнему будут формироваться из спальных вагонов, но уже повышенной комфортабельности или скоростного подвижного состава с сидячими местами. Коммерческие линии предназначены для перевозок, осуществляемых по заявкам юридических и физических лиц с предоставлением подвижного состава по разработанным графикам (туристические, специальные, арендованные и т. д.).

Межрегиональные линии бизнес-класса обеспечат транспортное сообщение как между областными центрами, так и между областными центрами и столицей благодаря новому подвижному составу со скоростями движения, позволяющими максимально сократить время нахождения пассажира в пути. Данные поезда будут курсировать с минимальным количеством остановок, которые планируются в городах с населением более 100 тыс. человек. Например, по маршруту Минск – Брест поезд будет останавливаться только в Барановичах. Время в пути из Минска в Брест или из Минска в Витебск сократится с 4 ч до 2,5-3 ч.

Межрегиональные линии эконом-класса будут обеспечивать сообщение между областными центрами республики по радиальным и круговым маршрутам. Поезда межрегиональных линий эконом-класса будут останавливаться на основных пассажирообразующих станциях. Региональные линии бизнес-класса призваны обеспечить скоростные перевозки пассажиров в рамках территорий, прилегающих к региональным центрам. Например, участок Минск – Борисов пролегает через населенные пункты Смолевичи, Жодино и Борисов, общая численность населения которых составляет около 225 тыс. человек. С двумя остановками в пути следования и маршрутной скоростью около 100 км/ч время доставки пассажиров из Борисова в центр столицы сократится до 40 мин благодаря совершенно новому подвижному составу европейского производства.

Региональные линии эконом-класса, как и прежде, будут обеспечивать подвоз и вывоз населения к местам работы, учебы и т. п. с введением в обращение “сквозных” и ускоренных маршрутов, а в утренний и вечерний периоды – маршрутов с увеличенной частотой и тактовостью курсирования.

Городские (пригородные) линии предназначены для перевозки сгущенного пассажиропотока в зоне тяготения крупных городов, больших агломераций и т. д. с использованием современного мотор-вагонного подвижного состава, курсирующего с заданным интервалом между поездами в пределах города и ближайшей пригородной зоны.

Новый формат пассажирских перевозок будет вводиться на белорусской магистрали поэтапно. В 2011-2012 гг. приоритет будет отдан развитию внутренних пассажирских перевозок. Первыми станут пригородно-городские линии на участке Минск – Ждановичи – Заславль (город-спутник). Речь идет об уже начатой реализации инновационного проекта “Городская электричка”, в ходе которой применяются новейшие технологии в области перевозок пассажиров, организации и безопасности движения поездов. В 2010 г. Белорусская железная дорога заключила контракт со швейцарской компанией “Stadler” на поставку в 2011 г. 10 современных электропоездов, 6 из которых будут работать по программе “Городская электричка”, а 4 – курсировать по региональным маршрутам.

Работа по внедрению нового формата пассажирских перевозок будет проводиться в рамках Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Проектом программы предусмотрены, в частности, модернизация железнодорожной инфраструктуры, приобретение подвижного состава нового поколения (29 электропоездов, 20 дизель-поездов, 182 пассажирских вагона). В следующей пятилетке также предусматривается повышение скорости движения пассажирских поездов до 140 – 160 км/ч.

В 2011 г. Белорусская железная дорога планирует отремонтировать 576,6 км пути, из них на 207,6 км предусмотрен восстановительный ремонт, при котором будет полностью обновлено железнодорожное полотно. На остальных 369 км проведут средний ремонт.

В 2010 г. было модернизировано 534,1 км железнодорожного пути. Большая часть работ была проведена на направлениях Орша – Минск – Брест, Минск – Гомель, Гомель – Калинковичи – Лунинец и др. Благодаря проведенным ремонтным работам была увеличена скорость пассажирских поездов, в частности, на отдельных участках направлений Минск – Брест – до 140 км/ч, Калинковичи – Лунинец – до 120 км/ч, Барановичи – Лида – до 100 км/ч. (БИКИ/Транспорт в Украине и СНГ)

Exit mobile version