Недавняя глобальная рецессия оказала сильное негативное воздействие на мировое контейнерное судоходство: в 2009 г. совокупный объем обработки контейнерных грузов в портах сократился впервые в истории отрасли. По данным аналитической компании “Drewry Shipping Consultants”, это сокращение превысило 9%; что же касается фрахтовых ставок, то они понизились на 50-80%. На пике кризиса около 12% мирового контейнерного флота (по емкости) было выведено из эксплуатации, незадействованными оказались около 600 судов. Международные судоходные линии, как свидетельствует “VDR” (Ассоциация германских судовладельцев), понесли в 2009 г. потери, равные $20 млрд.
Наиболее сильно пострадали от кризиса европейские и североамериканские порты: объемы обработки контейнерных грузов в них сократились соответственно на 16% и 13%. При этом в восточноевропейских портах (небольших по международным стандартам) данный показатель уменьшился примерно на 36%.
Порты Азии пережили мировую рецессию менее болезненно, ибо экономическая ситуация в регионе была более благоприятной, чем в Европе и США. На Дальнем Востоке и в Южной Азии объемы обработки контейнерных грузов в портах сократились в 2009 г. примерно на 8%, а на Ближнем и Среднем Востоке – только на 2%. При этом в нескольких азиатских портах данные показатели даже увеличились, например, в Хор-аль-Факкане (ОАЭ) – на 30% (до 2,8 млн. TEU).
В прошлом году мировое контейнерное судоходство вернулось на стезю роста. По предварительным данным, совокупный объем обработки контейнерных грузов в портах мира увеличился по меньшей мере на 11%. Это означает, что рекордный уровень 2008 г. опять был превзойден. Ключевую роль в данном подъеме сыграли необходимость пополнения запасов в промышленном секторе и быстрое оживление во внешней торговле многих стран, прежде всего, азиатских. Порты Азии обработали контейнерных грузов на 13% больше, чем в 2009 г., тогда как порты Северной Америки – на 9% и порты Западной Европы – на 7%.
В последние годы обработка контейнерных грузов все более перемещалась в азиатские порты, и в настоящее время около 70% ее глобального объема приходится на Азию. В 2009 г. в данном регионе находились 9 из 10 крупнейших по обороту контейнерных грузов портов мира (против 5 в 2000 г.). 6 из 10 указанных портов являются китайскими. Наращивают портовые мощности и такие страны Азии, как Малайзия, Индонезия, Вьетнам.
Прогнозы указывают на то, что в 2011 г. экономический подъем в мире замедлится, и прирост экспорта в таких странах, как Китай, ФРГ и США, составит только половину того, который был зарегистрирован в 2010 г. В этой связи ожидается, что совокупный объем обработки контейнерных грузов в портах мира увеличится примерно на 7%. Полагают также, что внутриазиатские перевозки данных грузов, а также их перевозки в Азию и из нее будут расширяться быстрее, чем, например, трансатлантические, ибо экономика стран данного региона отличается большим динамизмом, и их инвестиции в портовую инфраструктуру растут более высокими темпами.
Хотя в ближайшие несколько лет на мировом рынке контейнерных перевозок появятся дополнительные емкости (в лице новых, прежде всего, очень крупных контейнеровозов), спрос на нем будет увеличиваться быстрее, чем предложение, в связи с чем среднегодовой прирост мирового объема обработки контейнерных грузов в портах в 2012-2015 гг. составит 7-8%. Что касается стоимости фрахтования контейнерного тоннажа по чартерам, то в 2011-2012 гг. ее рост в процентах может выразиться высокими двузначными цифрами.
Компания “Drewry” полагает, что благоприятные экономические условия позволят владельцам контейнерных судов получать в ближайшие 5 лет достаточные прибыли. В случае же возможного снижения спроса они смогут воспользоваться таким рычагом, как замедление скорости хода судов. При этом на отдельных маршрутах данное замедление может стать скорее правилом, нежели исключением, так как многие суда были в последние годы соответствующим образом переоборудованы.
Среди факторов, которые могут сдерживать поступательное движение рассматриваемой отрасли в ближайшие годы, аналитики называют ужесточение норм выброса судами загрязняющих веществ, нехватку портовых мощностей, рост цен на топливо и смазочные масла, опасность возобновления в мировой торговле протекционистских тенденций и увеличения числа пиратских нападений на суда, нехватку квалифицированного морского персонала и ожидаемое увеличение затрат на оплату его труда. (БИКИ/Транспорт в Украине и СНГ)