По Белорусской железной дороге через белорусско-польские пограничные переходы в январе-мае было перевезено более 886 тыс. т лесных грузов на экспорт в страны Евросоюза. Это на 36,6% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. В том числе, объем перевозок лесных грузов через погранпереход Брест – Тиресполь увеличился в 1,7 раза до 733 тыс. т.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденции роста объемов перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом. Если в 2008 г. по белорусской магистрали было перевезено более 550 тыс. т лесных грузов на экспорт, то по итогам 2010 г. эта цифра увеличилась в 2,8 раза и достигла 1,6 млн. т.
Вместе с тем, на сегодняшний день в процессе организации передачи лесных грузов через белорусско-польскую границу имеется ряд нерешенных вопросов, которые стали причиной произошедшего в мае и начале июня 2011 г. накопления полувагонов на пограничных переходах. Недооценка со стороны польских импортеров экспортного потенциала белорусских лесных грузов и недостаточная проработка логистики их доставки по территории Польши привели к тому, что реальные объемы поставок лесных грузов из Беларуси в Польшу оказались выше, чем было указано в предварительных контрактах с польскими перевозчиками. Кроме того, в настоящее время реализация лотов, выставляемых на ОАО “Белорусская универсальная товарная биржа”, происходит на условиях DAF (до границы). Это снимает ответственность экспортера лесных грузов за простой вагонов на белорусско-польских пограничных переходах и не учитывает суточные пропускные возможности переходов и технологические мощности польских перегрузочных терминалов.
С целью решения этих и других вопросов 20 июня было проведено совещание, в котором приняли участие представители Минлесхоза, Белорусской железной дороги, УП “Беллесэкспорт”, ОАО “Белорусская универсальная товарная биржа”. Белорусская железная дорога внесла ряд предложений по оптимизации планирования и перевозок лесных грузов на экспорт. В том числе, предлагается организовать планирование перевозок по всем элементам логистической цепи поставок лесных грузов на экспорт от продавца до покупателя, а не только исходя из возможностей белорусской стороны. Также целесообразным представляется рассмотреть совместно с ОАО “Белорусская универсальная товарная биржа” вопрос о реализации части объемов грузов с учетом логистики их доставки на польской стороне: на условиях организации перегруза на белорусской стороне либо на условиях поставки DDU, DDP с определением ответственности покупателей. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)