В 2009 г. протяженность железных дорог в ФРГ составляла 33,7 тыс. км, т. е. была наибольшей среди стран Европы. Центральное географическое положение этой страны на Европейском континенте делает германскую железнодорожную систему одной из самых загруженных в регионе. Корпорация “Deutsche Bahn AG” (“DB AG”), владеющая всеми железнодорожными путями в ФРГ и эксплуатирующая почти все ее междугородные линии, а также некоторые сети вокруг крупнейших городов, находится в полной собственности государства. Осенью 2008 г. правительство приняло решение о приватизации корпорации в 2009 г., но планы первого открытого размещения акций были отложены на неопределенное время (ввиду мирового финансового кризиса, а также отсутствия согласия по вопросу приватизации железнодорожных путей).
“DB AG” имеет свыше 500 дочерних компаний, которые объединены в четыре бизнес-подразделения – пассажирского транспорта; грузового транспорта и логистики; оборудования, систем и услуг; инфраструктуры. Подразделение пассажирского транспорта включает компании “DB Bahn Long-Distance”, “DB Bahn Regional” и “DB Bahn Urban” (последняя эксплуатирует сети вокруг Берлина и Гамбурга). По доходам от пассажирских перевозок это подразделение занимает второе место в Европе после французской группы “SNCF”.
“DB Schenker” отвечает за все грузовые перевозки (включая логистику) и является первой в европейском регионе по объему таких перевозок в тонно-километрах и поступлениям от них.
“DB Services” осуществляет технические услуги в сфере железнодорожного транспорта и объединяет компании “DB Fahrzeuginstandhaltung” (ремонт подвижного состава), “DB Systel” (снабжение информационным оборудованием и средствами связи), “DB Services” и “DB Fuhrpark” (управление парками), “DB Kommunikationstechnik” (установка коммуникационных систем) и “DB Sicherheit” (установка средств безопасности).
И, наконец, подразделение “DB Netze” представляет все железнодорожные пути страны, станции и сопутствующие энергетические объекты. В 2008 г. этой инфраструктурой пользовались также 323 компании, не входившие в “DB AG”.
В 2009 г. доходы группы “DB” составили 29,3 млрд. евро, из которых 65% было получено в ФРГ, а остальная часть – в других странах Европы. Чистая прибыль группы в указанном году сократилась из-за кризиса на 32,1% – до 1,7 млрд. евро. На предприятиях “DB AG” работало около 239,4 тыс. человек, в том числе 25% – за пределами ФРГ.
Гордостью корпорации является высокоскоростная железнодорожная сеть ”InterCity Express” (“ICE”), связывающая главные города страны. Поезда на 180 входящих в ее структуру станций прибывают через каждый час – два. В 2009 г. “ICE” перевезла 73,2 млн. человек, или примерно 4% общего числа пассажиров, пользующихся услугами германской железнодорожной системы.
“ICE” обеспечивает около 12% общих доходов “DB AG”, но формирует свыше 90% ее позитивного имиджа. Поезда, курсирующие на линиях данной сети, развивают скорость до 330 км/ч, а в отдельных случаях – до 363 км/ч.
Одна из старейших высокоскоростных линий ФРГ – Берлин – Ганновер, ее протяженность составляет 258 км. В рабочие часы поезда подаются на эту линию через каждый час, все расстояние они покрывают за 1 ч 38 мин.
Федеральное министерство транспорта, строительства и городского хозяйства выделяет значительные средства на расширение и модернизацию железнодорожной сети страны. В 2009 г. эти ассигнования составили 2,52 млрд. евро, из которых 0,1 млрд. предназначались для установки систем, обеспечивающих снижение уровня шума, а 1,12 млрд. – для нивелирования отрицательного воздействия мирового экономического кризиса.
Средства на развитие железнодорожного транспорта ФРГ поступают также из фондов ЕС. Всего за 2007-2013 гг. страна должна получить из этих фондов 1,5 млрд. евро.
В кризисном 2009 г. рельсовые грузовые перевозки в ФРГ сократились в большей степени, чем общие перевозки грузов, – соответственно на 17,3% и 11,7%. Однако в 2010 г. ситуация поменялась, и прирост грузовых перевозок на железнодорожном транспорте (3,9%) оказался более значительным, чем на остальных видах транспорта.
В 2009 г. доля рельсового транспорта в общих перевозках грузов в ФРГ составила 16,2% (72% приходилось на автомобильный транспорт, 9,1% – внутреннее судоходство и 2,7% – трубопроводы). Доходы “DB AG” от грузовых перевозок сократились в указанном году на 21%, потому что значительное место в них занимают уголь, железная руда и сталь, спрос на которые в кризис резко упал. Меньше пострадали от мирового спада частные операторы, концентрирующиеся в основном на транспортировке нефтепродуктов и в большей степени полагающиеся на интермодальный транспорт. Их доля в общих перевозках грузов железнодорожным транспортом ФРГ составляет в настоящее время около 25%.
В отличие от грузовых пассажирские перевозки германским железнодорожным транспортом (региональным и магистральным) в 2009 г. практически не сократились, а их доля в общих перевозках пассажиров в стране даже увеличилась до 8% (7,7% приходилось на перевозки муниципальными и частными автобусами, метрополитеном, трамваями и пригородными железнодорожными линиями и 84,3% – индивидуальными автомобилями, мотоциклами и т. п.).
В июле 2010 г. “DB AG” объявила о намерении инвестировать в ближайшие четыре года 41 млрд. евро в модернизацию своего парка и инфраструктуры с тем, чтобы обеспечить для пассажиров больший комфорт, точное соблюдение расписания и сокращение времени в пути. Примерно 75% выделяемых средств предполагается израсходовать на железнодорожные пути и станции, а остальную часть – на новые поезда “ICX”, которые сначала заменят старые междугородные поезда, а затем – поезда “ICE1” и “ICE2” на высокоскоростных линиях.
Кроме того, в сентябре 2010 г. “DB AG” совместно с некоторыми промышленными компаниями из ФРГ и ряда других стран, а также учеными из Германского авиакосмического центра и Бранденбургского университета прикладных наук объявила об инновационном проекте “Eco Rail”, с помощью которого будут изучены возможности развития в ФРГ более безопасного для окружающей среды железнодорожного транспорта, а также разработки технологий, способствующих этому развитию. В I полугодии указанного года поступления “DB AG” возросли на 12,8% (до 16,1 млрд. евро), а прибыль – на 26,1% (до 846 млн.); увеличилось до 239,7 тыс. и число занятых. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)