Еще 1 января 2008 г. шесть стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (“Cooperation Council for the Arab States of the Gulf” – “GCC”) объявили о создании собственного общего рынка. В рамках проекта планируется развитие комплексной инфраструктурной сети, включая транспортные системы, связь, энергетику, телекоммуникации, а также проведение единой денежно-кредитной политики и введение общей валюты.

В “GCC” входят шесть монархий, экономики которых опираются на добычу и продажу нефти, а именно, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия. Совокупная площадь территории этих стран составляет более 2,4 млн. кв. км. На этой территории проживают около 38,6 млн. человек, хотя гражданами стран-участниц являются не более 60%; остальные – приехавшие на заработки иностранцы.

В 2010 г. страны-участницы “GCC” приняли окончательное решение о строительстве Трансаравийской скоростной железнодорожной сети (ТАСЖС), состоящей из двух участков – “Etihad Rail” (бывшая “Union Railways” на территории ОАЭ) и “GCC Rail” (“Проект залива”, на территории других стран юго-западного побережья Персидского залива). Первоначальные расходы на сооружение оцениваются в $11 млрд. Это вдвое больше, чем предполагали в 2004 г., когда участники “GCC” приняли политическое решение о создании интегрированной железнодорожной сети. После утверждения проекта был дан старт многочисленным тендерам на ТЭО и строительство отдельных участков, мостов, ответвлений и узловых станций магистрали. На пути к “магистрали Персидского залива” оставался ряд нерешенных вопросов, касающихся координации и управления проектом. Что касается финансирования проекта, то каждая страна несет расходы по своему участку, к которому будут подключаться ныне строящиеся или проектируемые внутринациональные линии.

Фактически на Аравийском полуострове впервые в мировой практике параллельно в нескольких странах разворачивается почти с нуля создание национальных систем рельсового транспорта (поезд, метро, трамвай, монорельс), которые еще на стадии замысла встроены в трансаравийский проект. Совокупная стоимость заявленных железнодорожных проектов “шестерки” стран “GCC” превышает $40 млрд.

ТАСЖС будет проложена из северной части Кувейта до Эль-Даммама (Саудовская Аравия), оттуда пойдет к столице Бахрейна Манаме, затем – к столице Катара Дохе, оттуда – к столице ОАЭ Абу-Даби и столице Омана – Маскату. Маршрут магистрали пройдет через основные порты восточного побережья Аравийского полуострова и его промышленные зоны.

Еще в конце 2008 г. страны-члены “GCC” рассмотрели ТЭО проекта “Etihad Rail” – скоростной железнодорожной магистрали протяженностью почти 2 тыс. км (в перспективе – до 3 тыс. км) от Кувейта до столицы Омана – Маската, которая пройдет по территории шести стран-членов “GCC” и свяжет основные порты. Разработку проекта выполнил триумвират международных консалтинговых компаний “SYSTRA” (Франция), “CANARAIL” (Канада) и “SCE-Khatib & Alami” (Саудовская Аравия) под патронатом Всемирного банка. Страны создали СП для реализации этого проекта, доля каждой страны в котором будет пропорциональна первоначальному взносу.

В ОАЭ с 2009 г. строится двухколейная железная дорога Рувейс – Эль-Фуджейра, которая свяжет все семь эмиратов страны. Создание железнодорожной магистрали протяженностью почти 1 тыс. км, которая пройдет от границы с Саудовской Аравией до эмирата Фуджейра на побережье Оманского залива, обойдется, по некоторым данным, в 11 млрд. дирх. (более $3 млрд.).

Железная дорога, ввод которой в эксплуатацию намечен на 2015 г., а полномасштабная эксплуатация – на 2016 г., будет использоваться для грузовых и пассажирских перевозок между шестью странами дизельными поездами с максимальной скоростью до 200 км/ч. Благодаря новой магистрали можно будет доехать, например, из Дубая до Маската всего за два часа.

Помощник генерального секретаря “GCC” М. аль-Мазруи заявил, что железная дорога на 40% разгрузит межаравийские воздушные перевозки и на 10% увеличит совокупный пассажиропоток в регионе. Дорога послужит развитию экономической интеграции аравийских монархий, обеспечит взлет региональной торговли, будет способствовать развитию туризма, в том числе религиозного паломничества. ТАСЖС приобрела еще большее значение, когда Саудовская Аравия приняла решение построить железнодорожные ветки в направлении Мекки и Медины. Обсуждался вопрос о ее продлении до территории Йемена. Пока 90% сухопутных перевозок на Аравийском полуострове осуществляется автомобильным транспортом.

Для реализации проекта ТАСЖС в ОАЭ создана “Etihad Rail” (ранее “Union Railways Company”, Федеральная железнодорожная компания), под управлением которой до 2015 г. планируется провести международные тендеры. Строительство трансэмиратской магистрали будет осуществлено в два этапа, предусматривающих прокладку рельсов для грузовых, а затем и для пассажирских составов. Железная дорога, по словам представителей правительства, существенно разгрузит автомобильные дороги страны и сократит расходы на их ремонт и обслуживание. Ожидается, что магистраль окончательно вступит в строй в начале 2020-х годов и станет составной частью трансаравийской скоростной железнодорожной магистрали.

В марте 2011 г. “Etihad Rail” объявила тендер на сооружение I очереди протяженностью 264 км для перевозки серы из Шаха в глубине территории Абу-Даби в порт Рувайс на побережье Персидского залива. Строительство I очереди указанной железной дороги продлится до 2013 г., а ее ввод в полномасштабную эксплуатацию запланирован на 2015 г.

Полностью сооружение железнодорожной сети ОАЭ намечено завершить в 2018 г. В ОАЭ осуществляется проект создания консолидированной рельсовой сети (включая городской транспорт). В частности, к 2013 г. должна войти в строй железная дорога от Абу-Даби до Фуджейры, которая станет частью “трассы залива”.

В июле 2011 г. в ОАЭ “Etihad Rail” приобрела компанию “Electro-Motive Diesel” (“EMD”, Ла-Гранж, шт. Иллинойс, США), которая специализируется на производстве локомотивов, сообщает “Associated Press”. Покупка сделана для обеспечения снабжения локомотивного парка своей страны и соседних государств. Как сообщили в “EMD”, компания намерена до конца 2012 г. отправить в ОАЭ 7 локомотивов. Купленные локомотивы “Etihad Rail” намерена использовать для движения грузовых поездов с месторождений серы в порты Персидского залива.

В Катаре “Германские железные дороги” (“Deutsche Bahn AG” – “DB”) выполняют ТЭО проекта консолидированной сети рельсового транспорта, включающей пассажирско-грузовую магистраль от порта Месайиде через столицу Доху к газодобывающему региону Рас-Лаффан с выходом к саудовской границе, систему линий метрополитена в Дохе, скоростной монорельс из города в аэропорт, мост до островного Королевства Бахрейн, а также линии “легких железных дорог” в ряде районов страны. Кувейт намерен инвестировать свыше $11 млрд. в рамках государственно-частного партнерства в строительство метро и железной дороги. Основная 250-километровая линия вдоль Персидского залива пересечет страну с юга на север. Планируются короткие ответвления по 30-45 км в морской порт, аэропорт и экономические центры страны – в общей сложности свыше 515 км грузо-пассажирских двухпутных линий, электрифицированных переменным током.

В июле 2011 г. Катар пригласил зарубежные компании с опытом проектирования и строительства железных дорог, включая подземные и надземные строительные работы, принять участие в сооружении метрополитена в столице эмирата – Дохе. Согласно сообщению компании по развитию железнодорожной сети “Qatar Railways Development Co”, на первом этапе планируется выдать 6 подрядов на сооружение тоннелей общей длиной 22 км, а также 15 станций метро.

Компания “Qatar Railways” была учреждена в конце 2009 г. как СП между государственным девелопером “Qatari Diar” (51% акций) и германской железнодорожной корпорацией “Deutsche Bahn” (49%).

В связи с тем, что Катар в 2022 г. должен провести чемпионат мира по футболу, власти страны планируют к тому времени реализовать несколько масштабных проектов в транспортной сфере, в том числе строительство нового международного аэропорта в Дохе стоимостью $11 млрд., сооружение железной дороги и метрополитена общей стоимостью около $35 млрд. (в т. ч. $25 млрд. на сооружение метро) и др.

Сразу за кувейтской границей в Басре начинается иракская железнодорожная сеть, которая имеет выход в Иран и Турцию. Однако в целях безопасности “GCC” планирует выход своей рельсовой сети в Европу по альтернативному маршруту – от Саудовской Аравии через железнодорожные сети Иордании, Сирии и Турции.

В 2008 г. Саудовская Аравия, Иордания и Сирия приняли совместное ТЭО реконструкции Хиджазской железной дороги протяженностью 1303 км, соединяющей три этих государства от Дамаска до Медины через Амман. Она была построена в 1900-1908 гг. и нуждается в реконструкции и модернизации. В настоящее время курсирующий по ней поезд между Дамаском и Амманом перевозит пассажиров, грузы и отдельные туристические группы.

Еще в 2008 г. Йемен и представители государств “GCC” договорились о подготовке ТЭО проекта железнодорожного сообщения между Оманом и Йеменом. Железная дорога протяженностью в 1 тыс. км свяжет оманскую столицу Маскат с пограничным пунктом Шихан на восточной границе Йемена. Запланированная железнодорожная линия будет интегрирована в сеть железных дорог Персидского залива.

До последнего времени на Аравийском полуострове пассажирское и грузовое железнодорожное сообщение действовало только в Саудовской Аравии между саудовской столицей Эр-Риядом и портовым городом Даммам на берегу Персидского залива. Железная дорога со стандартной колеей 1435 мм управляется Государственной железнодорожной корпорацией Саудовской Аравии. В 2005 г. была начата реализация проекта, предусматривающего строительство железнодорожной магистрали “Север – Юг” длиной 2,4 тыс. км и стоимостью свыше $2 млрд., которая свяжет Аль-Хадиту на границе с Иорданией через пересадочную станцию Аз-Забира со столицей – Эр-Риядом. Аз-Забира в свою очередь связана железной дорогой с портом на берегу Персидского залива (на “трассе залива”) – Эль-Джубайлом, где сооружен крупный металлургический комплекс. В 2011 г. планируется завершить строительство участка протяженностью 2 тыс. км, в основном для грузового сообщения. В перспективе магистраль “Север – Юг” будет соединена через Иорданию со странами Леванта и Северной Африки, а на юге будет иметь выход на Йемен.

Еще в 2006 г. в королевстве было принято решение о строительстве еще одной 440-километровой высокоскоростной дороги “Аль-Харамейн” между городами Мекка и Медина через город-порт Джидда на Красном море. В настоящее время ведется ее строительство в сотрудничестве с французской корпорацией “Alstom” и рядом других компаний.

Строительство железной дороги между Меккой и Мединой станет решением давно назревшей транспортной проблемы, осложняющей перевозки паломников. После строительства скоростной железной дороги переезд между обоими городами в комфортабельных вагонах займет всего два часа, так как составы будут двигаться со скоростью до 320 км/ч. Реализация проекта будет завершена в 2012 г. В данный проект стоимостью $6 млрд. входит сооружение не только высокоскоростной связи Мекка – Медина, но и монорельсовой дороги в Мекке к святым местам. Власти Саудовской Аравии выделили 9,4 млрд. сауд. риал. ($2,5 млрд.) на строительство четырех железнодорожных станций между Меккой и Мединой (главных священных городов ислама). Тендер на сооружение станций выиграли крупнейшие строительные компании королевства: “Saudi ben Laden Group” и “Saudi Oger” (последняя принадлежит семье экс-премьера Ливана С. Харири). Одну из станций будет строить турецкая компания. Также ведется проектирование “Саудовского сухопутного моста” (“Saudi Landbridge”) – новой железнодорожной магистрали от порта Джидда до Эль-Рияда.

В июле 2011 г. объявлены торги на строительство метрополитена во втором по величине городе Саудовской Аравии – Джидде, который станет третьим по счету в стране после метрополитенов Мекки и Эр-Рияда (сооружение последнего было начато в ноябре 2009 г.). Планируется строительство четырех наземных линий длиной 108 км.

Первая очередь городской легкорельсовой трамвайной системы в Абу-Даби будет сдана в эксплуатацию в 2014 г. Сеть общей протяженностью более 340 км является лишь частью амбициозного генерального плана транспортного обеспечения столицы ОАЭ, который призван удовлетворить все возрастающие потребности и населения города, и экономики эмирата. Генеральный транспортный план Абу-Даби до 2030 г. предусматривает прокладку 580 км высокоскоростных (200 км/ч) рельсовых дорог, 340 км линий пригородно-городской легкорельсовой трамвайной системы и 130 км метрополитена. Разработка проектной документации по железнодорожной системе начнется в следующем году. Железные дороги будут не только обслуживать столицу ОАЭ, но и связывать ее с Дубаем, Аль-Айном и восточным регионом страны, а также с Саудовской Аравией. Легкорельсовая трамвайная система будет обслуживать город и пригороды, а метро свяжет Международный аэропорт Абу-Даби с основными деловыми и жилыми районами столицы ОАЭ. На данный момент население Абу-Даби составляет около 1 млн. человек. К 2030 г. прогнозируется его рост до 3,2 млн. Ежегодно столицу ОАЭ посещают более 2 млн. туристов.

В Дубае (ОАЭ) на искусственном острове “The Palm” компании-застройщика “Nakheel Properties” построена первая в стране монорельсовая дорога “Palm Monorail” протяженностью 5,45 км. Поставку подвижного состава осуществила компания “Hitachi Ltd.” (Япония). “The Palm Monorail” является первым проектом такого рода во всем регионе Ближнего Востока. Она может перевозить до 6 тыс. пассажиров в час в каждом направлении и состоит из девяти 3-вагонных составов. Монорельсовая железная дорога разработана и построена консорциумом международных компаний во главе с японской “Marubeni Corporation”. Она полностью автоматизирована и работает без машинистов.

Первый на Аравийском полуострове метрополитен стоимостью почти $4 млрд. пущен в эксплуатацию в 2009 г. в Дубае. Управление метропоездами осуществляется в автоматическом режиме из диспетчерского пункта. В перспективе протяженность его нескольких линий достигнет 70 км, из которых примерно 1/5 будет проходить под землей. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)

Добавить комментарий