Транспорт Украины и мира

Казахстан: правительство намерено укрепить дисциплину в авиаперевозках

Недавно министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев провел совещание с руководителями крупных авиакомпаний, представителями правоохранительных органов и ФНБ “Самрук-Казына”. Глава ведомства сообщил о намерении правительства навести порядок в сфере пассажирских перевозок, для чего инициирует изменения в Кодексе об административных правонарушениях.

В частности, санкции будут направлены персонально против руководителей авиакомпаний и аэропортов, виновных в задержках регулярных рейсов. 3 июня на совещании по обсуждению вопросов развития столицы президент РК Нурсултан Назарбаев поручил министерству разобраться с причинами задержки рейсов авиакомпанией “Эйр Астана”.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций (Минтранском), за шесть месяцев из 15,351 тыс. рейсов нацперевозчика с задержкой вылетели 2,967 тыс., причем 1,224 тыс. рейсов опоздали с вылетом более чем на час. Авиакомпания SCAT за полгода в аэропорту Астаны допустила 123 задержки. Это хуже, чем в прошлом году, когда за весь год SCAT допустил 148 задержек. По мнению специалистов Минтранскома, во всех перечисленных случаях виновником является авиаперевозчик. Основными причинами задержек стали позднее прибытие воздушных судов из-за нехватки резервных судов и сложные метеоусловия.

Минтранском также предлагает составлять рейтинг авиакомпаний по регулярности полетов, результаты которого будут учтены при проведении конкурса по распределению авиамаршрутов. Однако все эти меры станут эффективными, если вслед за декларациями последуют реальные меры.

Как выяснилось, Минтранском видит корень проблем в дефиците кадров, недостатках инфраструктуры и организации полетов в аэропортах, недостаточной ответственности авиакомпаний перед пассажирами. Согласно новому проекту правил производства полетов предполагается внедрить европейскую методику определения минимумов командиров воздушных судов к полету в сложных метеоусловиях. Будут внесены изменения в технологии по обслуживанию рейсов в зимний период для противообледенительной обработки самолетов.

Комитет гражданской авиации (КГА, подразделение в структуре Минтранскома) должен взять под особый контроль реализацию плана мероприятий по повышению регулярности полетов и принимать жесткие меры к должностным лицам организаций гражданской авиации. Именно КГА призван активизировать работу действующих в аэропортах городов Алматы и Астана штабов, осуществляющих мониторинг причин задержек рейсов.

Кроме того, сами авиакомпании “Эйр Астана” и SCAT должны обеспечить выполнение установленных законодательством мер по защите интересов пассажиров в случаях задержек рейсов, предусмотреть резервирование воздушных судов, а также улучшить работу по своевременному информированию пассажиров, увеличить количество агентов по регистрации для сокращения случаев скопления пассажиров на стойках регистрации.

В свою очередь администрации аэропортов Астаны и Алматы должны улучшить качество работы справочных служб и принять меры по неукоснительному соблюдению технологии регистрации пассажиров.

Регулярность вылетов зависит от множества факторов. Большую роль играют погодные условия (16,68%), техническое обслуживание и оборудование самолета (15,54%), пассажиры и багаж (14,79%), ограничение воздушного движения (11,5%), эффективность взаимодействия служб авиакомпаний и аэропортов, а также состояние взлетно-посадочных полос и т. д.

Вместе с тем, по мнению специалистов “Эйр Астаны”, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Показатель пунктуальности авиакомпании в 2010 г. составил 79,8%. Для того чтобы получить полную картину, для начала необходимо рассмотреть объективные причины задержек. В частности, из-за погодных условий. С 23 часов 14 февраля до 11 часов дня 15 февраля видимость в зоне взлета и посадки алматинского аэропорта составляла менее 50 м. При этом допустимая горизонтальная видимость для посадки и взлета в этой воздушной гавани составляет не менее 200 м. Поэтому 14 февраля два самолета “Эйр Астаны” не смогли произвести посадку и вынуждены были уйти на запасной аэродром в Астане. Это рейсы Стамбул-Алматы и Астана-Алматы. Задержка данных рейсов составила более семи часов.

Кроме того, рейсы Атырау-Алматы и Алматы-Бишкек от 14 февраля были перенесены на следующий день. В Атырау проживанием в гостинице было обеспечено 37 человек – нерезидентов Атырау. В Алматы большинство пассажиров получили sms-оповещения о задержках рейсов и не стали выезжать в аэропорт.

Причиной задержек может стать и техническая неисправность воздушного судна. 21 июня самолет авиакомпании “Эйр Астана” “Боинг-757”, выполнявший рейс Алматы-Анталья, вылетел по расписанию в 08:48. “Через три минуты после вылета командир воздушного судна принял решение вернуться в аэропорт вылета Алматы в связи с тем, что сработал сигнал, оповещающий о рассогласовании в системе выпуска/уборки предкрылков/закрылков. Самолет приземлился в аэропорту Алматы в штатном режиме в 11:15”, – говорится в сообщении авиакомпании по данному факту. Пассажиры данного рейса вылетели в Анталью в тот же день в 15:38 на другом резервном самолете “Боинг-767”.

По информации “Эйр Астаны”, авиакомпания не испытывает проблем с резервными самолетами: в наличии один резервный “Боинг-757” и один “Фоккер-50” на период летнего расписания и два самолета “Боинг-757” и один “Фоккер-50” на период зимнего расписания.

Кроме того, задержки происходят и по не зависящим от авиакомпании обстоятельствам. В качестве примера можно привести факт с отсутствием противообледенительной жидкости в Москве в период транспортного коллапса и военного парада накануне Дня Конституции в Казахстане. В первом случае, по словам пресс-секретаря “Эйр Астаны” Жанны Бадаубаевой, спецжидкость и реагенты пришлось доставлять в Москву самолетом из Казахстана.

Во втором случае ограничения на прием и выпуск воздушных судов в связи с тренировочными полетами перед военным парадом ввел аэропорт Астаны. По словам начальника отдела по корпоративным связям и маркетингу АО “Международный аэропорт Астана” Людмилы Копейчук, 17 августа в связи с проведением тренировочных полетов в аэропорту введены ограничения по приему и выпуску воздушных судов с 9.30 до 13.00. Причем ограничения касаются всех рейсов, в том числе международных. По словам г-жи Копейчук, дату и время ограничения рейсов определяет Министерство обороны. Ко всему прочему, военные для тренировок зарезервировали 22 или 24, а также 30 августа.

Со своей стороны авиакомпания “Эйр Астана” также сообщила о возможных задержках авиарейсов в связи с проведением военного парада в Астане, приуроченного к Дню Конституции. Как правило, одна задержка вызывает другую. По мнению г-жи Бадаубаевой, “половина задержек всегда являются реакционными задержками ввиду парности рейсов, то есть задержка одного рейса, как правило, приводит к задержке, как минимум, еще одного возвратного рейса”.

Теперь настала очередь рассмотреть субъективные причины задержек рейсов. В частности, это связано с опозданиями пассажиров на рейсы и несвоевременным оформлением багажа, проблемы аэропортовской инфраструктуры. Например, аэропорт Алматы имеет недостаточную пропускную способность терминала. В пиковые часы она составляет 1,3 тыс. пассажиров, в то время как только авиакомпания “Эйр Астана” за те же часы перевозит 1,9 тыс. пассажиров. В утреннее время аэропорт обслуживает 6-7 рейсов в час, для сравнения – аэропорт Франкфурта обслуживает до 80 рейсов в час.

Кроме того, в алматинском аэропорту отсутствуют оборудованные зоны для транзитных пассажиров. В настоящий момент одновременно прилетающие 150 транзитных пассажиров авиакомпании “Эйр Астана” не могут разместиться в транзитной зоне, которая ограничена по площади.

В начале августа “Эйр Астана” опубликовала пресс-релиз, в котором заявила, что не видит в задержках рейсов ничего необычного. Подобное, считают в авиакомпании, происходит во всем мире: по данным Европейской организации по контролю за воздушным пространством (Евроконтроль), европейский показатель пунктуальности полетов в 2010 г. составил 76%, для сравнения – у “Эйр Астаны” он, как известно, составляет 79,8%.

Похвастаться пунктуальностью могут далеко не все. Еще в начале марта портал FlightStats опубликовал рейтинг самых непунктуальных и пунктуальных европейских аэропортов. Самым непунктуальным аэропортом Европы назван международный аэропорт Каструп в Копенгагене.

Напомним, что согласно международным нормам пунктуальным считают рейс в том случае, если самолет идет на взлет в течение 15 минут после снятия с гейта. Согласно этим стандартам наиболее пунктуальным европейским аэропортом стала воздушная гавань норвежского города Осло Гардермуэн. Пропускная способность аэропорта составляет более 100 самолетов ежедневно. Исследование показывает, что в 2010 г. коэффициент пунктуальности рейсов воздушной гавани составил 87,8%. При этом среднее значение пунктуальности для европейских аэропортов – 69,6%, что сопоставимо с такими же показателями аэропортов Алматы и Астаны.

Сложно назвать пунктуальными и западных перевозчиков. По данным экспертов FlightStats, отслеживающих данные по вылетам и прилетам авиакомпаний по всему миру, самая большая авиакомпания в Скандинавии SAS Scandinavian Airlines возглавила рейтинг самых пунктуальных авиакомпаний в мире по итогам июля. В июле SAS выполнила 91,48% своих рейсов точно по расписанию. Второе и третье место в мире по пунктуальности завоевали две японские авиакомпании – JAL и ANA.

Что касается других более известных авиакомпаний, то, например, крупнейший финский авиаперевозчик Finnair с показателем пунктуальности в 81,36% занял 19-е место. Немецкая Lufthansa стала 28-й (78,65%), British Airways оказалась на 32-й позиции (76,42%), а Air France заняла 39-е место (70,36%).

Можно также в качестве базы для анализа привести еще один рейтинг пунктуальности авиакомпаний, опубликованный 11 августа Росавиацией. Антилидером июля стала авиакомпания Sky Express, 17% рейсов которой задерживались больше чем на два часа (всего 838 рейсов). Второе место у “ВИМ-авиа” с 16%, третье – у остановившего полеты “Континента” (13%). По 12% задержанных вылетов – у “Уральских авиалиний” и “Авиановы”.

Sky Express часто бывает лидером непунктуальности, из-за чего Росавиация уже ограничивала его чартерную программу и даже грозила приостановить сертификат эксплуатанта. Перевозчик постарался стать более дисциплинированным, но продержался недолго: в апреле 2011 г. он смог снизить число задержанных рейсов до 7%, но уже в мае их число выросло до 18%, а в июне – до 29%.

При этом показатели пунктуальности российских авиакомпаний и “Эйр Астаны” почти всегда будут лучше, чем у западных компаний. Это связано с различным подходом авиационных властей к вопросу задержек. Если по западным стандартам задержанным считается самолет, снятый с гейта в течение 15 минут, то по российским и казахстанским меркам – в течение 2 часов. Отсюда и хорошая статистика по пунктуальности национальных компаний по сравнению с западными перевозчиками.

Значит, казахстанским авиационным властям нужно переходить на западные стандарты и обеспечить вылет самолета в течение 15 минут после снятия с гейта. Тогда статистика по задержкам будет корректной и сопоставимой с аналогичными показателями западных компаний.

А также необходимо наладить постоянный мониторинг задержек в аэропортах, централизованное управление аэропортами, прекратить практику вмешательства военных в график полетов гражданской авиации и использовать в реальности возможности главы 8 “Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан”. Согласно данной норме, при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Это должно повысить ответственность перевозчика. Активнее использовать практику отзыва лицензий у непунктуальных авиакомпаний.

Весь комплекс перечисленных мер позволит перевозчикам острее осознать ответственность перед пассажирами. (Эксперт-Казахстан/Транспорт в Украине, СНГ, мире)

Exit mobile version