Согласно данным Департамента транзитных перевозок и пограничных терминалов Управления дорог и автомобильного транспорта Ирана, по объему международных перевозок в регионе лидирует Турция, а второе место принадлежит Ирану.

Иранское правительство принимает меры по расширению транзитных перевозок по территории страны, в частности, путем оборудования пограничных терминалов современной техникой для ускорения процесса пересечения границы грузовыми автомобилями с транзитными грузами, применения передовых технологий для управления международными грузопотоками и создания рабочей группы по транзиту.

В прошлом иранском 1389 г. (21 марта 2010 г. – 20 марта 2011 г.) через территорию Ирана было перевезено 9,5 млн. т транзитных грузов, что на 34% больше по сравнению с предыдущим годом. Согласно V пятилетнему плану экономического развития страны (2011-2015 гг.), объем транзитных перевозок должен ежегодно увеличиваться не менее чем на 10%.

За прошлый год транзитные перевозки принесли стране доходы в иностранной валюте в около $3 млрд. Через территорию Ирана транзитом перевозят продукцию 111 зарубежных стран.

За последние годы доля иранского автомобильного транспорта в транзитных перевозках и в перевозках экспортных и импортных грузов значительно выросла, и в настоящее время автопарк, используемый для международных перевозок, пополняется современной и соответствующей необходимым стандартам техникой, что позволит еще больше увеличить долю страны в транзитных перевозках. К настоящему времени подписаны международные транспортные соглашения с 50 государствами, на границах с соседними странами оборудовано 24 пограничных терминала.

Согласно данным Управления дорог и автомобильного транспорта Ирана, в текущем 1390 иранском году (до 20 марта 2012 г.) объем транзитных перевозок через территорию страны достигнет 12 млн. т, что на 3 млн. т превышает задания, заложенные в V пятилетнем плане развития народного хозяйства республики на 2011-2015 гг.

Одной из важнейших целей Министерства дорог и городского строительства Ирана является дальнейшее развитие транзитной сети страны и перестройка дорог общего пользования в скоростные автомагистрали. В настоящее время из 26 тыс. км иранских дорог общего пользования в качестве транзитных используются 20 тыс. км.

Еще одним приоритетным направлением деятельности Министерства дорог и городского строительства считается развитие железнодорожной транзитной сети. Планами предусмотрено строительство железных дорог общей протяженностью около 4 тыс. км, и их реализация сыграет важную роль в деле организации транспортного сообщения со странами Азии и Европы, прежде всего, между странами-членами Организации экономического сотрудничества (ЭКО).

Организация регулярного железнодорожного сообщения между Бендер-Аббасом (Иран) и Алма-Атой (Казахстан) представляет собой одну из важнейших транспортных программ ЭКО, одобренных Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Железнодорожный маршрут протяженностью 3756 км свяжет Среднюю Азию со странами Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а время, за которое поезд преодолеет это расстояние, составит около 150 ч (шесть с половиной суток).

Железнодорожные перевозки с 2009 г. по маршруту Исламабад – Тегеран – Стамбул также служат расширению сотрудничества между странами-членами ЭКО и повышению заинтересованности у стран региона к сотрудничеству с ЭКО, численность членов организации которой (после распада СССР) выросла до 10 государств.

Согласно трехстороннему соглашению между Ираном, Пакистаном и Турцией об организации движения “Поездов ЭКО” по маршруту Стамбул – Тегеран – Исламабад и обратно, в сентябре на железнодорожную станцию Захедан прибыл состоящий из 14 вагонов первый “Поезд ЭКО”. Он вышел из Анкары в направлении пакистанского города Лахор и, преодолев маршрут Тебриз – Зенджан – Казвин – Кашан – Йезд – Керман, прибыл в Захедан и после выполнения таможенных формальностей отправился на пакистанскую территорию.

Общая протяженность железнодорожного маршрута составляет 6,5 тыс. км. При этом на Иран приходится 2570 км названного маршрута, на Турцию – 2 тыс. км и на Пакистан – 1,9 тыс. км.

Благодаря использованию железнодорожного транспорта на маршруте Исламабад – Тегеран – Стамбул время доставки грузов сокращается вдвое по сравнению с морскими перевозками.

Дальнейшему развитию транзитных железнодорожных перевозок будет способствовать открытая в октябре в Мангистауской области на юго-западе Казахстана новая железнодорожная линия, ведущая в Туркмению и Иран. Уже проложен главный путь до границы с Туркменией, протяженность которого составляет 146 км, ведется обустройство путей станций и разъездов и строительство служебно-технических зданий и жилищ для работников.

Ожидается, что железнодорожное полотно даст возможность Туркмении и Казахстану через Иран выйти на рынки стран Персидского залива, а также позволит увеличить экспорт казахстанского зерна в Иран. Прогнозируемый объем перевозок в первый год эксплуатации – 9,6 млн. т.

Развитию транзитных перевозок через Иран будет также способствовать подписанное в апреле пятистороннее соглашение о создании нового транспортного коридора Узбекистан – Туркмения – Иран – Оман – Катар. (БИКИ/Транспорт Украины. СНГ, мира)