Спрос на пассажирские авиаперевозки в мире в 2011 г. вырос на 5,9% по сравнению с показателями 2010 г., говорится в распространенном в среду докладе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Объем грузовых перевозок в 2011 г. сократился на 0,7%, однако показал небольшой рост в декабре. Эксперты IATA отмечают, что опережающий рост мощностей (6,3% – в пассажирских перевозках и 4,1% – в грузоперевозках) сказался на сокращении уровня загрузки: в 2011 г. средний уровень загрузки на пассажирских рейсах составил 78,1% (против 78,3% в 2010 г.), на грузовых – 45,9% (48,1% соответственно). “Рынок пассажирских перевозок в 2011 г. хорошо себя показал с учетом неблагоприятных условий в западных экономиках. Но в целом это оказался год контрастов. Значительный рост пассажиропотока в первой половине года был нивелирован падением рынка грузоперевозок. Оптимизм в Китае контрастирует с депрессией в Европе”, – заявил генеральный директор IATA Тони Тайлер.

Он отметил также, что слабый евро поддержал спрос на путешествия. В то же время европейский налог и рестриктивная (ограничительная) политика в области авиации привели к самым слабым показателям европейских компаний по сравнению с другими основными регионами.

С одной стороны, латиноамериканские авиакомпании из-за увеличения торговой активности с Северной Америкой и Азией смогли перевезти на 10% больше пассажиров, чем в 2010 г. Рост перевозок на Ближнем Востоке составит 9% в основном благодаря выводу на рынок новых бюджетных продуктов и продолжающемуся расширению основных аэропортовых хабов, расположенных в регионе. В свою очередь, Азиатско-Тихооканский регион увеличил перевозки всего на 4%. “Большую роль сыграло землетрясение и последующее цунами в Японии, которое, однако, должно быть лишь временным фактором замедления роста темпов перевозок”, – говорится в докладе…

Отдельно в докладе приводится динамика некоторых внутренних рынков. Так, спрос на перевозки внутри Китая вырос на 8%, в Индии – на 16,5%, в Бразилии – на 14%. IATA не дает цифры по СНГ и России. Но Росавиация сообщала, что за год объем перевозок российских авиакомпаний вырос на 12% (первая пятерка суммарно увеличила пассажиропоток на 22%). Грузовые авиаперевозки в стране увеличились на 6%.

Показатели занятости кресел, которые в авиации используются для оценки эффективности эксплуатации воздушного флота, у российских компаний составили 77%, то есть из каждой сотни предлагаемых кресел на 23 места не удается продать билеты. Общемировой показатель занятости кресла, по данным IATA, в 2011 году составил 76%.

Говоря о перспективах, Тайлер отметил, что, несмотря на неплохие новости из США, кризис в еврозоне еще далек от разрешения. А если европейским странам не удастся принять необходимые решения, это негативно скажется на мировой экономике во всех отраслях, и уж точно ударит по авиации. “2012 г. по-прежнему обещает быть трудным годом”, – резюмировал глава IATA. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)