Согласно данным Министерства сообщений Латвии, порты страны в 2011 г. увеличили грузооборот на 12,5% по сравнению с 2010 г. – до 68,82 млн. т. Больше всего за прошедший год перевалено насыпных грузов – 33,74 млн. т (+18,1% относительно 2010 г.), в том числе угля – 20,25 млн. т (+32,4%), химических грузов – 4,55 млн. т (+20,9%), древесной щепы – 1,61 млн. т (9,6%).

Наливных грузов в отчетном периоде обработано 23,13 млн. т (+9%). Наибольшую их часть составили нефтепродукты – 22,38 млн. т (+10,3%), нефти перевалено 140,6 тыс. т (31,1%). Генеральных грузов перевалено 11,94 млн. т (+5,1%), в том числе древесины – 4,78 млн. т (11,6%), грузов в контейнерах – 3,18 млн. т (+19,3%), контейнеров – 305,939 тыс. TEU (+19,4%), грузов “roro” – 2,85 млн. т (+29,8%).

Среди трех крупнейших портов Латвии по грузообороту в 2011 г. – Рижский порт (34,05 млн. т, прирост  11,7%), Вентспилсский (28,45 млн. т и +14,7% соответственно) и Лиепайский (4,85 млн. т и +10,8%). В 2010 г. грузооборот латвийских портов составил 61,16 млн. т грузов (спад на 1,3 процентного пункта по сравнению с 2009 г.).

В 2012 г. Рижский порт и Латвийская железная дорога “Latvijas dzelzcels” могут потерять около 11 млн. т грузов, если в ближайшее время не будет реализован проект угольных терминалов в порту на о. Криеву. Речь идет о возможной потере примерно 20% грузов, которые ежегодно перевозит “Latvijas dzelzcels”, поскольку клиенты, которые в настоящее время работают через порт Рига, могут уйти в порт Мурманск и будут там развивать свои терминалы.

В сфере транспортировки угля существует острая конкуренция, и для получения грузов очень важен новый терминал Рижского свободного порта на о. Криеву. Общая стоимость реализации этого проекта может составить $210 млн., из которых $104 млн. будут предоставлены из фондов Евросоюза.

Если в ближайшие полгода не появится ясности с развитием указанного проекта, то ситуация обострится. Со снижением объема грузов повысится плата за инфраструктуру, что повлияет и на транспортировку других грузов, так как с ростом тарифов могут уйти и другие грузы. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)