Ежегодный объем товарных потоков через белорусский участок внешней границы Таможенного союза составляет 100-110 млн. т. По оценке экспертов, эта цифра ниже реального потенциала и меньше прогнозного показателя увеличения доходов от транзита к 2015 г. до 60%, что эквивалентно $2,5 млрд.

Белорусский транзитный потенциал держится в основном на трех составляющих – международные автотранспортные коридоры, пересекающие территорию страны с запада на восток и с севера на юг, стимулирование доставки грузов по железной дороге и автомобильным транспортом, развитие транспортно-логистических центров. Однако в конкурентном отстаивании своих позиций республика уступает ближайшим соседям – Литве, Латвии, Польше. Например, в железнодорожном секторе объем оказываемых услуг на одного работника приблизился к среднему показателю по Евросоюзу. При этом в автомобильных перевозках он в 5 раз ниже, чем в Германии, и в 2 раза, чем в Польше. Основные причины – налоги и низкие темпы обновления парка транспортных средств (в среднем 3,4% в год).

В настоящее время в Беларуси делают ставку на развитие логистической деятельности. В ближайшие четыре года предполагается открыть до 50 логистических и транспортно-логистических центров (пока их на территории республики всего пять). По предварительным расчетам, развитие логистики и передача на хранение на условиях аутсорсинга, обработка и транспортировка грузов позволят стране ежегодно экономить до $2-2,5 млрд.

Однако эксперты весьма осторожно оценивают реальные возможности и прогнозируют довольно низкий потенциал логистических центров в схеме транспортной доставки грузов из Западной Европы в КНР и в обратном направлении. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)